Сайт Георгия Таненгольца                                                    Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход | RSS

Категории раздела

Размышления и воспоминания
Новейшая история и экономика моими глазами
Статьи и мысли умных людей
Если все за, то я против
Прошу слова в теледебатах

Каталог статей

Главная » » Мои статьи » Размышления и воспоминания

Снова во Владикавказе

"Никогда не говори никогда".

Когда 2015 году я съездил на родину во Владикавказ, то по дороге в Беслан я посмотрел на горы и понял, что вижу их в последний раз, больше я уже не приеду.

Впечатления о поездке 2015 года здесь

Статья "Орджоникидзе Город детства" здесь

Жизнь, однако, предлагает новые ситуации, неожиданные.

Короче, я снова попадаю во Владикавказ.

На этот раз я остановился в гостинице. Когда, еще дома, я искал гостиницу, цены в приличных местах показались избыточными и зная, что буду там всего две ночи, нашел отель «Посейдон». Меня встретили родственницы Лена и Женя. Женя была на машине, и мы быстро доехали до города. Адрес был записан, но для них, всю жизнь проживших во Владикавказе, это место было совершенно неизвестным. Гостиница, на стыке улиц Макаева и Шмулевича, оказалась во втором этаже автомойки. Это насторожило, но осмотрев номер, я был вполне удовлетворен. Здание новое, номер чистый и вполне на свои три звезды. Я отдохнул после долгого перелета и пошел в город.

Был ранний вечер, так что у меня был еще большой кусок светлого времени. Отличная погода, по-летнему жарко, жарко было и все остальные дни.

Я никогда не бывал в этом отдаленном районе города и шел к центру, к своим знакомым местам.

Прошел стадион «Спартак» и дальше уже все было знакомо. На Ватутина повернул налево и дальше пошел к центру.

Я поймал себя на мысли, что иду деловой походкой, как будто мне куда-то надо. «Не спеши», сказал я себе, «Гуляй и отдыхай», и я пошел легкой походкой осматриваясь вокруг. Какой уютный и красивый город, какие интересные дома старой постройки.

Стемнело быстрее чем я ожидал, у входа в «Большой парк», я стоял уже в глубоких сумерках, но зажглось освещение и красивая современная подсветка. Проспект был предо мной в своей вечерней красе. Я прогулялся в обе стороны, думал, что найду ресторан поужинать, но встретились одни кофейни. Пришлось зайти в «Бургер кинг» и с трудом съесть половину бургера.

От этого же места пошел к себе в отель, дорога была уже мало интересной, но я получал удовольствие от долгого пешего похода.

Утром выяснилось, что мне ничего не надо делать, родственницы все сделают за меня.

Пошел в город. По Ватутина повернул направо и вышел к кинотеатру «Дружба». Это уже места моего детства, стал с интересом рассматривать старинные дома, на которые тогда не обращал внимания. Подошел к перекрестку Кирова и Миллера, где очень интересный памятник Пушкину, мчащемуся в кибитке.

Прошел мимо 27 школы. Меня обгоняла женщина с собакой и пожаловалась, что ко-то выразил недовольство собакой. Я, зацепившись за разговор, сказал, что учился в этой школе, почему-то мне казалось, что она скажет «Я тоже». Но она сказала, что училась в 21 школе, я сказал, что тоже учился в 21 школе. Выяснилось, что мы одногодки, и вполне могли учиться в одном классе, вместе вспомнили учительницу математики Таурзет Борисовну, но она не вспомнила меня, когда я назвал свою фамилию. Дальше она интереса не проявила и быстро ушла в свой подъезд.

Было немного грустно, что, побывав дважды в родном городе, я так и не встретил никого из своего детства. В этот раз перед отъездом, я оставил весточки тем, кого нашел в «Одноклассниках» Косте Бутаеву и Маирбеку Темирову, с которым служил в армии, а потом какие-то годы мы еще поддерживали отношения. Сейчас я ничего о нем не знаю. Никто не позвонил, значит все окончательно в прошлом.

Пошел к дому своего детства на Льва Толстого, это дом 11 на углу улицы Августовских событий.

В прошлый раз я заходил в родной двор, говорил там с какой-то женщиной, но в этот раз заходить уже не стал. Постоял возле своего окна, однако того щемящего чувства которое было тогда в 15-м году, уже не было. Пошел дальше к Тереку. Терек очень полноводный и заливал почти все русло. Постоял вспомнил как мы, пацаны, купались в этой бурной страшной воде.

Пошел к Кировскому мосту, перешел на другую строну и пошел по набережной. Было жарко, и я решил пойти купаться.

Дошел до «Чугунного» моста и хотел доехать до "водной станции" на трамвае, но оказалось, что трамваи не ходят – ремонт. Доехал на маршрутке.

Маленькое и почти пустынное озеро «Водной станции», вновь напомнило мне детство и счастье побежать с мальчишками купаться.

Второе озеро, которое появилось в мое время, существует, но оно без воды и теперь я понял почему оно пустое - купаться и проводить время на «Водной станции» стало не модно, зачем содержать второе озеро, когда и старое не особо востребовано. Погода отличная, а вокруг озера почти пусто. В те годы, в начале 60-х, в хорошую погоду было народу было много, это было место молодежного отдыха и общения.

На обратном пути пошел к своему дому на Тбилисской улице. Уже без всякого трепета вошел в заасфальтированный двор, и, к сожалению, как и в прошлый раз там никого не было и спросить о старых соседях и мальчишках нашего двора было не у кого.

Зашел в ресторан «Шатер», в котором был в прошлый раз. Первое блюдо, которое я обязательно ем на обед, оказалось не вкусным, и вообще, по моим прикидкам по меню, я должен был уложиться в 1000, но счет принесли на 2000.

На следующий день Лена организовала мне поездку в горы. Мы ехали вчетвером - гид с женой, я и Лена. Он южный осетин, очень красивый, худощавый, из тех, кто вынужден был бежать еще совсем молодым во время войны 1992 года.  Парень страстно любит горы, турист, альпинист и гид профессионал. Очень интересно рассказывает и показывает самые интересные на его взгляд места. Мы проехали Кармадонское ущелье, побывали у памятника Сергею Бодрову и его группе.

Потом доехали до Мидаграбинских водопадов, и там пришлось подниматься на метров на 200, тропа по камням, неудобная и травмоопасная, но я был доволен тем, что практически без остановки преодолел этот подъем.

Водопады красивое зрелище.

Лена приготовила великолепные осетинские пироги и мы сели у озера пообедать. Свежая зелень, еще на остывшие пироги, очень вкусно.

Возвращались через Куртатинское ущелье, где я бывал в прошлый раз, там очень красивые и величественные виды. К сожалению, как и в прошлый раз тучи закрывали основной горный массив и Казбек я так и не увидел.

Утром следующего дня пошел гулять по городу и искать интересную архитектуру. По Льва Толстого дошел до филармонии, и подумал, а вдруг есть концерт.  Оказалось, что есть, я взял билет и перепланировал день.

Гуляя по городу, часто встречал замечательных собак. Они сытые, красивые и необыкновенно добрые.

Душевные отношения между людьми и собаками признак высокой культуры. В России несколько раз в год поднимается кампания за уничтожение бездомных собак и собаки платят недоверием и страхом, это заставляет их защищаться. Всегда хочется сказать "Люди будьте добрее к собакам и они ответят вам искренней любовью".

В «Большом» парке, решил посидеть на лавочке, отдыхал, наблюдал, вспоминал, размышлял. Посидел часа полтора, как положено дедушке, который решил погулять и отдохнуть в парке.

«Большой» парк на самом деле маленький, но очень уютный, все также красиво как было тогда в детстве. Лебединое озеро совершенно не изменилось, и горбатый мостик все тот же.

Из всего потока мыслей на лавочке могу поделиться только двумя соображениями.

Первое. Какие же красивые во Владикавказе женщины. В принципе я это отметил и в прошлый приезд, но сейчас я чуть не вывихнул шею. Идет красавица (иногда сразу несколько), не успевает уйти из поля зрения, появляются следующие.  Они не стесняются хорошо одеваться и умеренно наносить косметику, но главное, все-таки, лица, красавицы и осетинки и русские, такое впечатление, что работает какой-то механизм селекции.

Второе. Стал сравнивать Владикавказ и Батуми.

Старый Батуми очень хорош, в сущности, это всего несколько улиц, но там красиво и уютно. Множество домов – архитектурные шедевры. В Батуми море, оно конечно не такое как в Гурзуфе или как в Хорватии. В Батуми обычные плоские каменные пляжи, но море есть море. Во Владикавказе только "Водная станция", но она просто жалкая, купаться конечно можно, но это не для туристического города.

Статья "Батуми лучший город на черном море" здесь

Турки постепенно отжимают свой Батум, это же был их город, они и сейчас считают его своим. У меня в Батуми квартира и я бывал там по два раза в год, коронавирус сломал привычный график. Город хорошо знаю и люблю. Турецкий бизнес необузданно строит прибрежные отели. Прямо перед моими окнами вырос закрывающий солнце отель, 52 этажа. А дальше, в сторону нового города сплошные каменные джунгли. Ходить туда совершенно не хочется.

Новые районы Владикавказа, возможно, более удобные для жизни, но они стандартные и неинтересные.   Расположены они где-то далеко и видов старого города не нарушают.

Вечером я, за пол часа до начала концерта, был у филармонии.  Впереди меня шли две девушки, они были настолько хороши, что я не мог оторвать глаз, какие фигуры, как одеты, потом уже в фойе я увидел их лица и очаровался еще больше, какие же красавицы. Женщин, как всегда, на концертах значительно больше, то есть, просто большинство. Не только те девушки были достойны восхищения, красивых женщин было много, очень разные, но хороши все. Великолепно одеты, прекрасно держатся. Очень интересные и пожилые женщины, старые интеллигентные осетинки, видно было с каким уважением к ним относились окружающие. Общество было такое, что мне захотелось надеть фрак и выпрямить спину.

Концерт замечательный. В детстве я слышал концерты, на которые ходил мой отец и брал меня, это было пару раз на открытой эстраде парка. Дирижер Павел Ядых, это я помню, что играли, конечно не помню, знаю, что оркестр считался очень профессиональным.

Сейчас я услышал прекрасный оркестр в зале с отличной акустикой. Пела певица из Мариинского театра Баянкина. Сначала была прекрасная увертюра оперы «Норма», а потом она великолепно спела «Каста дива». Вообще все спела замечательно, выходная ария Сильвы выше всяких похвал.

После концерта пошел гулять на проспект. Красиво подсвеченные дома, расслабленно курортная атмосфера. Много молодежи, было еще не поздно и многие были с детьми. Уличные кафе заполнены, приятная музыка.

Кстати, во время дневных прогулок по проспекту, где все время звучит музыкальный фон, я услышал несколько великолепных осетинских песен. То, что я помню с детства, это простая совершенно неблагозвучная (для меня) народная музыка, так что напевать ее не хотелось, и в памяти она не оставалась. Теперь я услышал прекрасные баллады, которые были совершенно на уровне современной европейской музыки. Конечно, кто-то скажет, что это отступление от народных традиций, и т. п. Может быть и так, но важнее, то, что это хорошая музыка, которая нравится и осетинам и тем, кто языка не понимает.

По Горького свернул к Тереку, оказалось, что вечером это главное место городской тусовки. Множество молодых людей прогуливаются и общаются в этом месте. Обстановка курорта.

На мосту художники предлагали свои картины, я разговорился с одним из них. Вспомнили художественную школу, поговорили о преподавателях. Интересна, однако, оказалась другая тема. Он с раздражением стал говорить о том, что появилось множество бородатых, которые ходят в эту мечеть (я действительно видел около мечети человек 40 молодых мусульман, которые молились на площади около с мечети). Возникла ингушская тема, он говорил о том, что они снова покупают здесь дома и это конечно с ведома продажных властей и т. д. Мне больно было слышать разговоры о беспросветном будущем этих отношений. Еще в прошлый свой приезд я слышал рассказы о том, как «индейцев» выселяли из их домов и теперь они не смеют сунуться.  Как жаль, что великие советские идеи о дружбе народов так и остались на страницах учебников.

Он стал говорить о новой для меня проблеме – отношений с южными осетинами, множество которых приехали как беженцы в начале 90-х годов. Оказалось, что они во многом разбавили общество Северной Осетии и внесли признаки отсталости и снижения общего культурного уровня, но, возможно, это его частное мнение.

В последний день у меня еще было время погулять по городу, и я стал присматриваться к старинным зданиям и рассматривать интересную архитектуру. Все старые дома я конечно видел в детстве, но они были как данность и никакого внимания тогда не привлекали. Теперь мне было интересно, ведь они создают неповторимый облик города, и я стал ходить, внимательно рассматривать и фотографировать интересные дома.

Я прошел по разным улицам, догулял до Большого парка, посидел там и, все таки, решился пройти по треугольнику между парком и Чугунным мостом. В прошлый приезд, когда я проходил там, то  был просто в ужасе от грязи, которую увидел там. Тогда я купил 10 мешков и сам стал убирать бутылки пакеты, бумажный мусор. Теперь, я пришел туда, и с облегчением выдохнул. Там было чисто и вполне ухоженно, как положено в хорошем городе.

И вообще, вспомнив все прошедшие прогулки по городу я понял, что стало чисто и на центральных и на отдаленных улицах, это очень приятно.

Возвращался через площадь, мне показалось, что я успею пообедать и зашел в кафе сбоку здания Верховного суда. Посидел за столом и в поле моего зрения оказалось довольно много молодых девушек, как я подумал "офисный планктон" из ближайших учреждений. Я еще раз убедился, что во Владикавказе концентрация красивых девушек многократно превышает норму, конечно, это центр, это элита, и я не мог оторвать глаз от этой красоты.

Оказалось, что ждать обеда слишком долго, и я понял, что не успеваю.

Поехал за вещами, и в Беслан. По дороге все оглядывался на горы, а вдруг, прояснится и я увижу Казбек.

Категория: Размышления и воспоминания | Добавил: geta1 (26.08.2022)
Просмотров: 236 | Теги: дома, Терек, Владикавказ, архитектура, большой парк, красивые женщины | Рейтинг: 0.0/0