Свобода народу?
Эти размышления поначалу были частью статьи "Майдан навсегда", где была ключевая фраза Белковского, что "Жить в условиях свободы гораздо лучше, чем в условиях тирании".
Что такое народ? Это довольно расплывчатое понятие. В народ можно включать все население, но с социальной и экономической точки зрения это совсем не так.
Клим Самгин у Горького, еще юношей задавался этим вопросом – «Кто такие этот народ, о котором они все говорят?».
Есть народ, и есть те, кто над народом. Народ это те, кто предпочитает порядок, достаток, спокойствие и справедливость, а не свободу. Иными словами, народ- это те, кому нужна не свобода, а хорошие зарплаты, изобилие в магазинах и социальная защищенность. Тем, кто над народом все это не нужно, у них все это есть, а вот свобода им нужна.
В 1861 году народу дали свободу. По многим описаниям этой истории народ был в ужасе от этой свободы. Народу нужна была земля, а не свобода. Земля могла накормить, а свобода пустила их помиру.
В советское время не было свободы, но кто это понимал? Более того, на прямой вопрос «Есть свобода в нашей стране?», большинство (народ), вполне искренне сказали бы: «Конечно есть, мы живем в самой свободной стране».
Что такое несвобода, более-менее понятно, а вот что такое свобода?
Не вдаваясь в философию свободы вообще, будем считать, что несвобода это, то, что не позволяет интеллигенции и буржуазии жить, так как они хотят, вот они и требуют свободы. В Английской, Французской и всех европейских революциях за свободу боролась именно буржуазия. Так было и в Феврале 1917 в России, но народ быстро разочаровался в этой демократической революции, хотя она и гарантировала реальную свободу. Большевики уже боролись против свободы - за мир, за землю, за диктатуру пролетариата и народу это было гораздо нужнее. Народ поддержал идеи «Октября».
Сталин, почувствовав это, скрутил страну в «бараний рог», и символом сталинской свободы стали Соловки. Народу обещали вовсе не свободу, а успехи индустриализации и коллективизации. Сталина тихо ненавидели отдельные интеллигенты, но народ его обожал. Я свидетель, что так и было. Сам я взрослел уже в послесталинскую эпоху, но вполне застал то поколение. Очень многие возмущались 20-м съездом и ненавидели Хрущева, а их внуки сейчас - очень многочисленная часть народа, которая восхищается Сталиным и мечтает о его реинкарнации.
Когда к концу перестройки 80-х годов, стала складываться революционная картина, то ее смысл был в свободе, которую тогда, в октябре 1917, уничтожили. Советская система теоретически (а во многом и практически) действовала в интересах народа, того самого народа, которому нужна была не свобода, а хорошая жизнь. По сравнению с грязью, бескультурьем, безграмотностью, голодом и нищетой в царское время, народ к концу советской власти жил уже вполне прилично. Свобода в конце советской власти нужна была нарождавшейся буржуазии и, конечно, интеллигенции, то есть, тем, кто потом стали называть себя креативным классом. Все укладывается в классическую классовую теорию – движущая сила революции буржуазия и примкнувшая к ней интеллигенция.
Идеологическая борьба против Советского государства, основным тезисом подразумевала именно свободу. Жизнь в Советском Союзе сравнивали с жизнью в «свободном» мире. Но народ согласился с окончанием социализма вовсе не ради свободы, а ради лучшей жизни, которую ему пообещала лукавая буржуазия.
Толпы людей, которые были вокруг Белого дома в 91 году, защищали Ельцина и сдерживали танки, на экране телевизора действительно выглядели как толпы, казалось, что там весь народ. Но, реально их было несколько тысяч, это были люди, которым действительно нужна была свобода, они искренне хотели свободы для себя и для всего народа. Но народ, на самом деле «безмолвствовал». Вокруг меня, например, шла обычная жизнь, люди ходили на работу, стояли в очередях, думали, где достать запчасти для своих «Жигулей». Я не ездил к Белому дому, не чувствовал, что я из "них" и должен быть там, не было душевного порыва, хотя интерес был. Я понимал, что там происходят исторические события и их можно было наблюдать своими глазами, но, сомнения оказались сильнее.
Какая, все-таки, сила за очень небольшой группой организованных и убежденных людей, они, таки, доконали Советскую власть, так уж им нужна была эта свобода. Сбылась мечта, тех кто митинговал на выставке в Манеже в 1986 году (я писал об этом). Но, как всегда, к власти пришли не эти романтики, а пришли наглые «акулы» и пользуясь добытой для них свободой, они начали «рубить бабло». Но они не создавали производство и уж, тем более, не поддерживали образование и науку, они просто хапали и делили созданное народом между собой. Важнейшим аргументом в этой деятельности в 90-е годы стал пистолет.
Буржуазия в 90-е годы пришла к власти получила желанную свободу, многие из них до сих пор вспоминают благословенные 90-е, как самое счастливое время. Потанин, Фридман, Березовский были реально свободными людьми. И челночники, и те, кто удачно торговали на рынках и на это покупали квартиры, тоже были вполне свободны и счастливы. Все это буржуазия разного уровня, и они получили то, что хотели.
А какая им, собственно, нужна была свобода - свобода владеть собственностью и свобода присваивать прибавочную стоимость.
Все годы после того, как был спущен флаг СССР, у нас говорили о том, что Россия стала свободной демократической страной, а весь западный мир стал насмехаться и над свободой, и над демократией в нашей стране. Они правы, никакой демократии не получилось, а свобода досталась только верхушке.
Кончились 90-е, пришел Путин и власть быстро перешла к чиновникам и силовикам, ничего, в сущности, не поменялось, это такая же буржуазия, она имеет всё тоже самое, только она еще более свободная. Поскольку эта новая буржуазия при должностях, для них вообще нет никаких ограничений, им некого бояться, они и есть те, кто должен ограничивать свободу, и кого должны бояться.
Какая свобода нужна была рядовой интеллигенции – право читать все что хотят, право смотреть все что хотят, право без страха разговаривать, и право ездить туда, куда хочется.
Какая свобода нужна была творческой интеллигенции – право писать что хочешь, право снимать что хочешь, право без страха высказывать свои антигосударственные мысли и право ездить куда хочешь.
Интеллигенция все это получила, но все равно все оказалась недовольна. Интеллигенты, стояли на рынках и торговали или просто спивались. А как мечтали вырваться из советской несвободы. Фраза из советского фильма «Тема» - герой мечтает уехать из страны, ему говорят-«Ты же умрешь там от тоски», а он отвечает-«Лучше там от тоски, чем здесь от ненависти».
А творческая интеллигенция, получив свободу, стала писать хрен знает что, и снимать хрен знает что, уровень литературы и кино ушел ниже плинтуса. Нормальное искусство конечно было, но коммерция выносила наверх в основном пошлость и чернуху и многие талантливые люди остались у разбитого корыта.
Интеллигенция стала свободна, но выяснилось, что она никому не нужна.
Так вот, вопрос - был на Майдане и на Болотной народ? Собирался народ на проспекте Сахарова, прыгал ли народ на митингах Навального? Те, кто туда приходили хотели свободы, а значит, это был не народ. Они называли себя "Креативный класс" и объявили народ "Ватниками", подразумевая, что это тупое стадо.
Что получил народ в 90-е, когда ему сказали, что он свободен, народ получил нищету и страх, народ перестал рожать детей.
Честность либеральных комментаторов, которую необходимо было демонстрировать из политкорректных соображений, раскрывала правду о свободе. Они говорили так: «Свобода дело не простое, свобода-это прежде всего личная ответственность. У вас есть главное - право выбора, вы можете поступать так, как сами решаете. В условиях свободы никто не обязан, направлять и страховать вас, как решили, так и будет – это ваш выбор. Получилось – отлично, ну а если не получилось, извините, у нас свобода».
Вспоминается фраза из прекрасного фильма Желакявичуса «Никто не хотел умирать» - Литва, поселок, вокруг лесные братья. Председателю говорят-«Мы дадим тебе винтовку», а он со слезами отвечает: «Наклал я, если по правде, на вашу винтовку». Вот и здесь подходит. Народу говорят-«Вы же теперь свободны», а он отвечает «Наклал, я если по правде, на вашу свободу».
© 31.12. 2024
P.S.
Вспомнил, что когда-то услышал на концерте Э. Радзинского
А. Блок.
Они пройдут — расплавленные годы
Народных бурь и мятежей:
Вчерашний раб, усталый от свободы,
Возропщет, требуя цепей.
Построит вновь казармы и остроги,
Воздвигнет сломанный престол,
А сам уйдёт молчать в свои берлоги,
Работать на полях, как вол.
И, отрезвясь от крови и угара,
Царёву радуясь бичу,
От угольев погасшего пожара
Затеплит ярую свечу.
Молитесь же, терпите же, примите ж
На плечи крест, на выю трон.
На дне души гудит подводный Китеж —
Наш неосуществимый сон!
|