Лишний билетик на «Аиду» в Варшаве
Прогуливаясь по Варшаве, я выбрал себе маршрут в расчёте выйти к музею, который назывался «Национальный музей», я был уверен, что это и есть музей классической польской живописи. Я пошёл по примерному направлению по карте и вышел на очень красивые места, в одном ракурсе просматривалось великолепное здание с колоннами.
Я подумал может быть это и есть музей, хотя точка не соответствовала положению на карте. Подойдя к пустынному входу, никакого названия не увидел, но на двери обнаружилась маленькая табличка «ОПЕРА», это было замечательное открытие, то есть, я вышел к Варшавскому оперному театру.
Вошёл внутрь и увидел огромный холл, он произвёл на меня такое же примерно впечатление, как и в Минском оперном театре. Минский оперный театр вообще тогда поразил меня своими размерами и архитектурой. Здесь все очень похоже по размерам, но отделка более скромная. Ну конечно разные стили, здесь классицизм, там конструктивизм (он построен пред войной).
Подошел к окошку кассы, там ни одного человека, спросил у кассирши есть ли что-нибудь сегодня, она говорит- «Да сегодня «Аида». Вот это удача! Мало того, что я попадаю в оперу я ещё попадаю на «Аиду». В конце концов в Милане, ради того, чтобы побывать Ла Скала, я вынужден был слушать совершенно ужасающую оперу «Электра» (я писал об это в своем тексте про Милан см. здесь), а здесь мне предлагается «Аида». Билет есть? Пожалуйста, она продала мне билет за 160 злотых. И я довольный, снова вышел на дождь и пошёл дальше, перепланировав свой день.
Мне было примерно понятно направление. Я шел и думал. Для меня всегда есть лишний билетик, удивительное дело, так было всю жизнь, все студенческие годы я всегда имел лишний билетик. Во всех случаях моей жизни в самых странных ситуация в самых безнадёжных ситуациях один билетик для меня всегда был. Но сейчас я не расценивал эту ситуацию как удачу, потому что, судя по тому, что возле кассы никого не было, я стал размышлять «ну наверно, Варшавская опера-это не «Большой театр» куда билеты стоят сумасшедших денег". Недавно я смотрел сюжет по телевизору, в котором показывали, как люди пытаются купить билеты на «Щелкунчика», на новогодние спектакли. Так вот, они занимают очередь ночами, получают какие-то браслеты, и платят огромные деньги. Я просто подумал, что, конечно, «Щелкунчик» в «Большом» это хорошо, но стоять ночами - ни за что! Возможно в такой ситуации надеяться на лишний билетик в «Большой» даже мне не приходится.
Вечером, когда я уже выходил из дома, было 18:30, я был уверен, что успею. Но дождь еще шел, и я решил доехать на такси. Такси, удивительным образом, было сразу. Очень правильно я сделал, что поехал на такси, потому что когда я возвращался назад довольно быстрым шагом, у меня это заняло минут 40, так что если бы я пошел пешком, то я серьёзно опоздал бы на спектакль. Я вышел из такси и здесь меня удивило то, что народу было очень много, толкаться не пришлось, но тем не менее, было очень плотно. Я разделся, вошёл внутрь и стал рассматривать интерьеры. Впечатляющие размеры, очень похоже на масштабы Минского оперного театра, но отделка намного скромнее.
Важно, конечно, другое, какой будет спектакль, но пока спектакль не начался я наблюдал публику. Что такое «Аида» - «Аида» – это может быть вообще главная мировая опера, и побывать на «Аиде» это престижно. Наблюдая публику, я понимал, что это Варшавская элита, На «Аиду» собирается лучшая часть общества и вот я увидел этих людей. Надо сказать, что они не произвели на меня впечатления. Народ простоватый, никаких мехов и бриллиантов, чисто внешне не тянет на элиту- это самые обычные люди самый обычный театралы, В «Большом» публика более шикарная, а здесь, скорее, похожа нашу провинциальную.
К сожалению, я должен признаться, что не увидел ни одной женщины, которая показалась бы мне красивой. Одеты были вполне заурядно, хотя некоторые были на высоких каблуках, мне показалось, что и макияжем они пренебрегли, не было ощущения театрального праздника. Это было обидно, потому что хотелось увидеть красивых женщин со вкусом, по-театральному, одетых и празднично накрашенных, но я таких не увидел.
Когда уже в зале стал озираться, то убедился в своем первом впечатлении. Ну да ладно, хотя печально конечно, что знаменитая польская красота куда-то ушла. Они стали европейками и, как в Англии, где без слез не взглянешь, ни одной красивой женщины, так, видимо, уже и во всей Европе, и эта болезнь некрасивости уже дошла до Польши. Красавицы польки, где вы??
В молодости, я помню такую сценку, когда я разговаривал с Ольгой Васильевной, она была у нас, по – моему, методистом. Как возник вопрос об опере, этого я не помню, но я сказал, что очень люблю «Травиату» и «Риголетто» это было правдой, потому что у отца были комплекты пластинок и я к этому возрасту по несколько раз прослушал эти пластинки. Я, действительно любил эти оперы и до сих пор люблю, и по много раз прослушал их в течение жизни. Она тогда сказала - «Нет, для меня «Аида», всё-таки, лучшая из всех опер», а я про себя подумал, что я вообще понятия не имею, название то я знаю, но ни одного фрагмента, кроме марша из «Аиды» не слышал.
Не знаю почему я вспомнил эту сценку хотя после этого я много раз слышал всякие фрагменты «Аиды» но сказать так, чтобы они были узнаваемы, я не мог. Только недавно, мне было уже за 60, я послушал «Аиду» в «Большом».
Перед началом оперы я рассматривал зал, он очень большой, но скромный по оформлению, там нет имперского золота и гербов. Я удивился тому, что зал был абсолютно полный, ни одного свободного места, и я понял, что тот единственный билетик, который мне достался в кассе - это был мой билетик, тот самый счастливый единственный билет, который для меня есть всегда.
Программку брать не стал, это был целый толстый журнал на польском языке.
Опера всегда имеет очень примитивный сюжет и, в принципе, не имеют значения события которые там происходит, то есть, там всегда есть любовь или любовный треугольник и она всегда трагична и актёры изображает эту трагедию, и чем талантливее актёры, тем более чувствуется эта трагедия, но все это вторично к музыке и главное, конечно, это музыка, звучание голосов, настроение, и зрелище в целом. Поэтому я подумал, что, в общем, неважно буду-ли я понимать этот текст или не буду, хотя было ясно, что я его не буду понимать, даже если они поют на польском, что в, общем-то в современной традиции исключено, они, конечно, будут петь по-итальянски.
Ничего не сделаешь, придётся слушать на итальянском, я смирился с этим и приготовился слушать и смотреть. Я представлял себе эту красоту, потому что много раз видел, так или иначе. (я был в «Большом» на «Аиде» лет 8 назад)
Но то, что я увидел здесь меня просто поразило, с самой первой сцены. завораживающая музыка, великолепно поют и все это на фоне совершенно дивных декораций, то есть, это настолько всё великолепно, что я могу смело сказать что ничего подобного я никогда в жизни не видел.
Пожалуй, лишь однажды, было похожее впечатление, я смотрел спектакль «Оливер» в каком-то Лондонском театре.
Мьюзикл «Оливер» я хорошо знал с детства, когда впервые в шестидесятые годы я посмотрел голливудский фильм, который вышел у нас на экраны, я был влюблён в это произведение всю жизнь, и потом, когда-то рассказал дочке и она послушала и посмотрела, и тоже влюбилась в это произведение, и тут, вдруг, в Лондоне мы смогли попасть на современную постановку «Оливера». Я снова прослушал эти прекрасные арии, но совершенно новым и удивительным был дизайн. Декорации были невероятно красивы, оформление различного рода цветных фрагментов - пола, фона, стен, одежды, это были потрясающие цветосочетания, абсолютно чёткие границы между цветами и сами цвета насыщенные, никаких переходов никаких полутонов, это была находка художника. Сцена спектакля запомнилось, в общем, на всю жизнь по крайней мере все 10 или 12 лет я помню эту красоту.
А теперь «Аида» в Варшаве, это, пожалуй, второй спектакль в моей жизни, который не сравним ни с чем по красоте, то есть, декорации, свет, костюмы-все это необычайно красиво, каждая сцена, одна великолепнее другой. Древнеегипетская тематика давала простор фантазии художника.
Особенно хороши, конечно, были первые два действия, где мощные хоровые сцены, и именно они наиболее зрелищны. Два последних действия-это, в основном, лирический сцены-дуэты, иногда трио. Поют прекрасно, отличные голоса в хорошей акустике зала звучат очень чисто.
Я вышел с ощущением, что это лучший оперный спектакль, на котором я побывал. Я хорошо понимаю, что наверно это последний раз в жизни, больше никогда и нигде «Аиду» я не увижу. Ни телевизор, ни Ю-тьюб, не дадут такого впечатления. «Аида» из тех событий жизни, которые бывают один раз и которые запоминаются на всю жизнь, я думаю, что будет правильно сказать, что каждый человек, который искренне может сказать, что ему нравится опера, или он готов не мучиться в оперном театре, а уж тем более, те кто, как я, считают себя любителями оперы, «Аиду» обязательно должны услышать на сцене.
Браво Варшавскому оперному театру
|