Сайт Георгия Таненгольца                                                    Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход | RSS

Категории раздела

Размышления и воспоминания
Новейшая история и экономика моими глазами
Статьи и мысли умных людей
Если все за, то я против
Прошу слова в теледебатах
О религии и вере
Поездки, концерты, выставки, кино
Заметки по истории
Читаю и слушаю
Общество и политика
Политика и общество
Культура и общество
Удивительная техника

Статистика

Каталог статей

Главная » » Мои статьи » Поездки, концерты, выставки, кино

Три дня в Астане

В Астану меня привела вторая попытка получить визу в Америку. Визу не дали (в чем я был почти уверен), но попытаться было правильно. Всё, Америка стала для меня недостижима, буду считать, что я, как и все порядочные люди, попал под пожизненные санкции.

Пребывание в Астане навело меня на мысль, что, возможно, я много потерял, не повидав Америку. Это в том смысле, что не побывав в Астане, я тоже говорил бы «Ну и что, не был и не надо, ничего там особенного», но оказалось, что много особенного и это надо было увидеть. И в Америке тоже, конечно, есть много вещей, которые хотелось бы посмотреть. Поскольку я должен был ехать к дочке и внуку во Флориду, то надо было побывать в «Дисней-ленде», в музее НАСА и особенная мечта у меня была-посмотреть космический запуск на мысе «Канаверал».

Астана произвела на меня сильное впечатление. Я конечно слышал (по телевизору), что это теперь помпезная азиатская столица, выстроенная заново, но надо увидеть это своими газами. Великолепный имперский город, красивые дорогие дома, вполне достойной архитектуры, широкие, красивые столичные проспекты.

Люди с "утонченным вкусом" (которым всегда все не нравится), скорее всего, нашли бы свои аргументы развенчать это великолепие, но мне все очень понравилось.

Во-первых, в городах, я больше всего люблю пространства, и если эти пространства обрамляются красиво расставленными и гармоничными зданиями, то получается самый впечатляющий результат. Именно это я и увидел в Астане.

 

Во-вторых, по всем признакам Астана это столица (понятно, что она и фактически столица). Там практически нет домов, которые строились бы на скорую руку, чтобы расселить бездомных, каждый современный дом, это не инженерное сооружение, а архитектурное.

Широченные улицы, как проспект Вернадского в Москве, три полосы движения в каждую сторону. Есть, конечно, и маленькие улицы, но облик города, определяют именно эти большие магистрали. Пробок на дорогах я не видел, хотя машин много. Современный градостроительный подход, позволил решить эту тяжкую проблему всех городов. Парк машин вполне столичный, машины, в основном, не новые, но это престижные седаны и джипы.

В интернете много профессиональных и рекламных фото, так что, я не буду делать фотоотчет, так, несколько важных для меня снимков на память.

Люди. Судить могу только по первым впечатлениям. Вежливость, культурная речь, готовность помочь – вот качества которые проявляются при первом знакомстве, все это я (удивительным образом) нашел во всех, с кем пришлось общаться.

Еще в аэропорту случайно оказавшаяся рядом красивая девушка Согдана, помогла разобраться в местных деньгах, объяснила, как доехать, заказала такси и отвела к нему. Мне кажется у нас люди не умеют проявлять такое внимание. Приходится думать, что распрощавшись с Советским Союзом, Казахстан оставили там грубость, надменность и хамство.

Казахи красивые люди, много интересных, хорошо одетых, ухоженных юношей и девушек. Многие мужчины, однако, курят, в других станах это уже почти незаметно. "Бычки", правда, не валяются вдоль тротуаров. Вообще в городе очень чисто. Ни пакетов, ни пластиковых бутылок, вообще ничего нет, что можно назвать мусором. Чистота ушла из Европы и обосновалась на востоке. В России тоже чисто и Москве и в других городах где бывал последние годы. В Европе, Прага, Карловы Вары, Варшава чистые города, самый грязный и вонючий город - Париж, гигиена у них так осталась как в 15 веке. Берлин и Лондон тоже не особенно чистые города.

Астану портит незаконченность газонов, во многих местах нечеткие бордюры, трава вроде стриженная, но растет какими-то клоками. Надо привести это в порядок, четкость газонов очень украшает город.

Мне казалось, что я приеду в маленький Китай, такое было впечатление об экспансии Китая в Среднюю Азию. Но это скорее Россия. Никаких признаков присутствия Китая не видно – ни самих китайцев, ни Чайна тауна, ни китайских ресторанов, ни китайских вывесок не видно. Все говорят по русски, (между собой казахи конечно говорят по казахски). Как я уже знал, русские говорят по русски более правильно, чем горят в России. Никаких внешних признаков ксенофобии, все вполне дружелюбны друг к другу.
Из Казахстана до сих пор не выбили симпатии к России, по большому счету они остаются одним из немногих братских народов. Я помню на олимпиаде в Лондоне в 2012 году, я сидел рядом с группой казахов, они были в голубых майках со своим солнышком; как дружно он болели за наших.

В такси я услышал современные казахские песни, Удивительно красивые блюзы - баллады. Инструментовка очень современная, я в Российской поп музыке ничего подобного не слышал (правда я ничего и не слушаю).

Город очень большой. Я себя отлично чувствую и решил, что буду в этом городе, как в Лондоне, в Риме, в центре Москвы ходить пешком, но пройдя первые 6 км., я узнал что, туда, куда мне нужно, надо пройти еще 5 км., а оттуда получится еще километров 7, и я сдался, пришлось брать такси. Можно конечно на автобусах, но не зная маршрутов, довольно сложно вычислить как добраться. Такси там «Яндекс», что тоже говорит о мощном присутствии России. Короче, все основные перемещения пришлось делать на такси. Дорого, но несколько дней я могу себе это позволить.

В магазинах полное изобилие, мне ничего не нужно, поэтому в деталях я не разбирался. Подумал только, что если вернется социализм (а об этом говорят во всем мире все смелее и смелее), первым делом исчезнет это изобилие.

Персики и абрикосы просто объедение.

Целиноград, 1976 год. Этот город назывался Акмолинск, в пятидесятые годы его переименовали в Целиноград, а уже в новые времена сделали столицей вместо Алма-аты и назвали Астана (короткое время город назывался Нурсултан). Я был в этом городе в 1976 году. Приходится верить в то, что так складывается судьба, она привела меня именно в эту точку – ни в Алма-ату, ни в Душанбе, а именно сюда.

Как многие советские инженеры я хотел подработать. Прокормится на советскую зарплату можно было, но жить приходилось только на грани бедности. Поэтому мы искали возможность подработать. Те, кто были поумнее и похитрее находили пути как сделать деньги, а большинство понимали только одно – мастерок и лопата. Вот на такую шабашку я и поехал. Её организовал некто Аборин, который прорабствовал со студенческими отрядами на целине. Используя свой опыт он стал набирать бригады строителей и неплохо с этим справлялся. В одну их таких бригад я и попал. Эта поездка оставила массу впечатлений. Я впервые увидел бескрайнюю степь, познакомился с реальной жизнью целинников.  Совхоз имени Фрунзе, тяжелая работа, пыль в степи, суслики,  танцы, девушки, все осталось в памяти.

Целиноград, который я немного помню, представлял собой худший образец советского градостроительства, серость, мрак, пыль, панельные пятиэтажки и нескончаемый частный сектор деревенских домов. Никаких чувств по этому поводу я тогда не испытывал и никаких оценок не давал, это было обычное зрелище, так было в большинстве советских провинциальных городов. Мой Ту 104 улетал вечером и у меня был целый день. Никаких достопримечательностей в городе не было, я просто бродил по улицам и наткнулся на книжный магазин, там оказалось довольно много интересных книг, которые в наших магазинах на полках уже не лежали, это были книги которые, как говориться, нужно было «доставать». Я кое-что купил, и узнав где другие книжные магазины, понял какая у меня цель на сегодняшний день. К концу дня я тащил уже пачку, книг 10 (перевязанную для удобства). В основном это были инженерные книги, некоторыми пользуюсь до сих пор.

И вот теперь я в этом великолепном городе, и не могу найти ни одного признака, по которому я мог бы узнать тот старый жалкий Целиноград.

 

Во всех городах я должен побывать в художественном, военном и научном музеях. Первым мне попался военно-исторический музей. Это удивительная смесь монгольского, тамерлановского, советского периода и современной казахской армии.

С историей Кабанбай батыра – их главного военного героя я не успел разобраться, надо почитать. Но мне показалось странным, что в музее нет (а он должен быть на центральном месте) Баурджана Момыш-Улы, Героя Советского союза. Он прототип и герой великого военного романа «Волоколамское шоссе». Человек, на примере которого, воспитывалось не одно поколение советских офицеров. И в натовских армиях по этому роману изучали психологию советских офицеров.

Советский солдат в окружении казахских воинов монгольской эпохи

В музее есть интересные образцы оружия которые я никогда раньше сам не видел.  На улице стоит Миг 29, недавно он еще казался пришельцем из будущего, а сейчас он музейный экспонат и стоит старый и усталый.

 

Культ Нурсултана Назарбаева, который сейчас пытаются погасить, в этом музее еще цветет в полную силу.

 

Выставка Экспо 2017 проходила в Астане. После нее остались павильоны, которые вместе со зданием университета представляют собой очень выразительный архитектурный комплекс. Центральный элемент комплекса – огромный шар.

В нем музей всех видов энергии. Экспонаты музея полезны для школьников, но ничего особенного собой не представляют, а вот оформление и архитектура самого шара просто поразительные и я три часа провел в этом фантастическом «космическом корабле будущего».

Вид на нижние этажи

Стеклянная дорожка под которой пугающая пропасть

Та же дорожка, вид снизу

Панорама города с верхнего этажа шара.

 

Думаю и возражаю сам себе. Красивый город с большими просторами очень важен для престижа страны и представительства. Живущие здесь люди, и вообще все казахстанцы, должны гордиться свей столицей, а это очень важно для самосознания народа. Если стана может построить такой город, то эта страна чего-то стоит. Но есть другая сторона – это обычная жизнь, быт, инфраструктура, уют, наконец. Все это дают как раз противоположные градостроительные принципы – небольшие красивые дома, неширокие тихие улицы, зелень, скамеечки, магазин и детский садик рядом и т. п.

Зачем построили такую Астану

На прогулке в Астане я оказался свидетелем пожара. Статья "Зевака на пожаре" здесь

Категория: Поездки, концерты, выставки, кино | Добавил: geta1 (25.06.2023)
Просмотров: 167 | Теги: красивые, дома, дорогие, вполне достойной архитектуры, столичные проспекты, имперский город | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Все проекты компании