Сайт Георгия Таненгольца                                                    Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход | RSS

Категории раздела

Размышления и воспоминания
Новейшая история и экономика моими глазами
Статьи и мысли умных людей
Если все за, то я против
Прошу слова в теледебатах
О религии и вере
Поездки, концерты, выставки, кино
Заметки по истории
Читаю и слушаю
Общество и политика
Политика и общество
Культура и общество
Удивительная техника
Молодец, крестьянский сын, сам дошел

Статистика

Каталог статей

Главная » » Мои статьи » Общество и политика

Или свобода, или идеология

Беседа с воображаемым собеседником на тему об идеологии.

Буржуазии и интеллигенции свобода, а народу идеология.

Когда начинается война неизбежно возникает идеология.

«Право знать» 29.03.25

Из всей нашей пропаганды смотрю только передачу «Право знать» Дмитрия Куликова по ТВЦ. Мне нравится формат этой передачи и идет она в удобное время. 29.03.25 гостем был Карен Шахназаров. Мне нравились его фильмы, и я считаю, что он хороший режиссер. Как политолога его стали приглашать во все пропагандистские ток шоу. Первое время очень раздражало его косноязычие, но со временем я перестал обращать на это внимание и стал вслушиваться, в то, что он говорит, постепенно я пришел к выводу, что он мудрец, и говорит правильные вещи, поэтому я часто с ним соглашаюсь.

В этой передаче снова возник вопрос, который давно всех мучает – вопрос об идеологии.

Журналист Владимир Карпов сформулировал прямо и коротко:

«Три обязательных пункта новой идеологии от Карена Шахназарова»

Вопрос, для выступающего в эфире, тяжелейший. Даже если у Шахназарова и есть в голове эти три пункта, то озвучить их это значит считать себя вправе предложить идеологию. Никто пока публично не предлагает никакой идеологии. Поэтому прямо назвать эти три пункта- слишком большая ответственность и Шахназаров начал крутить.

-«Идеология не может быть принята решением президента или парламента. Идеология рождается в народе. Большая часть народа вдруг начинает исповедовать какую-то идею, которая становится доминирующей в обществе

-Власть должна угадывать доминирующие в обществе идеи и тогда она способна развивать общество.

-Такой стране как Россия идеология нужна. Слова Вадима Кожина – У России идеократическая сущность, она держит основу и единство страны.»

Короче, он все время думал, как бы не сказать чего лишнего, и вопрос очередной раз повис.

 

Почему официальной идеологии до сих пор нет? Потому что идеология возникает тогда, когда встает проблема выживания. А если эта проблема далеко, то об идеологии не думают и от неё отмахиваются.

Жизнь без идеологии проще. Можно свободно мыслить и свободно себя чувствовать. Идеология – лишает права открыто иметь свое мнение. При наличии идеологии официально можно действовать и говорить только то, что соответствует идеологии.

 

Если идеология будет принята, например, как закон. Все начнут делать и думать как надо. Но довольно быстро выяснится, что не все думают так, как велит идеология и если они начнут говорить об этом вслух, а еще и делать что то, что не соответствует идеологии, то станет очевидным, что это чужие. А что делать с чужими, надо от них избавиться, и начнут избавляться. Поначалу будет казаться, что сейчас от этих избавимся останутся только свои, но когда останутся только свои, то окажется, что и среди них появились те, кто становятся чужими. Через какое-то время возникнут сомнения, а так ли все правильно в этой идеологии и появятся жесткие критики и у них найдется поддержка и встанет вопрос о новой идеологии.

Идеология рождается не вдруг. Она возникает тогда, когда реально встает вопрос о выживании. В пограничной ситуации требуется упрощение оценок и целей, ставятся только достижимые цели, которые позволят выжить. Для упрощения и доходчивости и появятся те самые три ключевых слова, срифмованные так, чтобы понятно было всем (идеологемы).

Идеологию рождают войны и революции. А зеркальный эффект состоит в том, что – идеология приводит к войнам революциям. Никакой реальной потребности в российской идеологии пока не было, жили себе и жили. Интересно, конечно, было поговорить об идеологии, покритиковать, обвинить начальство, но дальше краснобайских разговоров дело не шло. Почему? Потому что, по большому счету, большинство устраивал тот вариант капитализма с социалистической риторикой, в котором мы жили эти 35 лет. Огромное количество людей жило весьма неплохо – покупали квартиры, машины, ездили в Турцию и катались на горных лыжах. Конечно, не все, но остальные верили, что квартира и машина будет и у них.

Почему такая тоска по идеологии? Но ведь идеология неизбежно должна быть против этой, уже привычной, сложившейся жизни. А любая серьезная ломка жизни – это тысячи, а может быть миллионы человеческих трагедий. Мы имели два опыта – в начале 20 века и в конце 20 века.

Три года назад, когда началась война, с первых дней говорили о том, что для России это экзистенциальная ситуация и поражение в этой войне приведет к гибели России. Но, постепенно острота сменилась равнодушием и усталостью. К войне привыкли и не очень ждут ее окончания, насчет очевидной победы уверенности нет, но и в экзистенциальное поражение тоже не верят. Однако, возможные негативные результаты этой войны и станут триггером, который «вдруг» породит в народе «некую доминирующую идею» и она станет основой новой послевоенной идеологии.

Страна и народ должны увидеть край бездны и тогда надо будет искать путь как выжить, а этот путь можно пройти только под знаменами идеологии.

Так, в этом смысле, идеология уже сложилась -это идеология военного времени. Просто никто не хочет её озвучивать, слишком большая ответственность. Путин-гвоздь этой идеологии, но ему озвучивать ее не надо, зачем. Фактически она есть, но говорить о ней – это нарушение конституции.

В чем суть этой уже действующей идеологии: Победа, суверенитет, великодержавность, безопасность.

Победа на поле боя, не оставляющая сомнений в полном превосходстве и право диктовать условия.

Суверенитет – никто не смеет диктовать никаких условий, мы сами решаем как дальше жить. Суверенитет – база самоуважения и международного влияния.

Великодержавность – подтверждение статуса великой державы и удержание и расширение своего влияния в приграничных странах. Подтверждения национального самосознания.

Безопасность – получение фактических и юридических гарантий ненападения на нашу страну.

 

Если согласиться, что примерно это и есть идеология, то она временная, и будет актуальна только до конца войны.

А идеология будущего в послевоенном мире, она нужна или нет? Если нужна, то:

Вот вариант, который мог бы предложить Шахназаров.

«Труд, единство, развитие» Это путь к выживанию страны и народа.

Так что Шахназаров, как мудрец и философ, должен будет сказать эти три слова.  Пусть не эти, пусть другие, свои, но сказать. А кто если не он, он не политик, не чиновник, он народный мудрец ему и слово, так что Карпов был прав, задавая этот вопрос именно ему.

Идеология всегда навязывается. Исходя из этого, триада идеологии имеет такой смысл:

Труд. Это значит, что пропаганда, деньги, воспитание и образование – все должно быть для того, чтобы люди могли, и хотели работать в реальном секторе экономики. Квалифицированный специалист должен стать самым важным членом общества. Восстановить закон о тунеядстве.

Единство на основе традиционных ценностей. Полное взаимное уважение народов страны. Воспитательными и карательными мерами не допускать дестабилизирующих разногласий. По крайней мере, на период становления и экономики и суверенитета.

Развитие. Приоритетное развитие науки. Национальные проекты мирового масштаба. Государственное и всенародное поддержание культуры. Мудрая дипломатия с целью развития международного сотрудничества.

Для того чтобы это работало как идеология, на всех уровнях должны быть комиссары и, при необходимости, у них должны быть инструменты принуждения.

Идеология – это система ограничения свободы. Идеология как сеть, которая набрасывается на народ. Выполнив свою задачу, она постепенно растворится. Идеология может быть эффективной одно, максимум два поколения. Любая идеология призывает к борьбе, а если она не призывает к борьбе, то зачем она вообще нужна? Жить и бороться, и передать такую жизнь детям?

А если идеология гуманистическая-не принуждающая и не требующая единомыслия, а так типа: «Всеобщая любовь, православие и народность», так она такая сейчас и есть.  Хочешь работай, не хочешь, не работай, хочешь ходи в храм, не хочешь не ходи.

Идеология может быть официально принятой и всенародно объявленной и может быть подспудной и неофициальной. В чем разница. Официальная идеология ложится в основу законов, которые ее должны подтверждать и эти законы всегда направлены на ограничение свободы. Неофициальная идеология несет только моральные ограничения.

Примеры идеологии в текущей истории:

Япония после войны сделала небывалый скачок в экономике и технологиях. Основой идеологии, видимо, была идея национального возрождения и императивное требование вернуть Японию на достойный уровень в мировой экономике и политике. Идеология сплотила Японцев, и они сделали это скачок.

Китайская идеология дала фантастические результаты, которые восхищают весь мир.

Новая Американская идеология-«Америка, Грейт Эгейн».

А вот примеры идеологии, которая возникли в народе:

Чехословакия после 1968 года. Её идеология – ненависть к Советскому союзу, ко всему русскому, вырваться из Варшавского договора и уйти на запад.

Польская идеология не умирала никогда – Смерть России!

Украина полностью идеологизированная страна – Самостийность, ЕС, НАТО, "Москаляку на гиляку".

Все эти идеократические страны добились большого успеха благодаря своей идеологии.

Для Чехии и Польши это очевидно, и для Украины, то, что она три года успешно противостоит России-это тоже успех и идеология здесь важнейший фактор.

В России нет официальной идеологии, более того, она запрещена конституцией.

Отсутствие официальной идеологии гарантировало максимально возможные свободы, поэтому Россия была, возможно, самой свободной страной, во всяком случае, до этой войны.

Однако, идея победы в войне с Украиной стала неофициальной (латентной) идеологией. Что она дала?

Государство поддерживает все проявления в культуре, науке, производстве, общественной жизни, которые соответствуют государственным задачам в войне. И препятствует всему, что против войны.

Возникли волонтерские движения. Подъем национального самосознания. Большой поток добровольцев в армию и не только за деньгами.

Возрождение промышленности, создание новых отраслей. Большая часть общества проявляет патриотизм, единомыслие, сплоченность

Все это доказывает, что идеология есть. Эта идеология официальная в том смысле, что на основе этой идеологии были приняты законы об иноагентах, и о дискредитации вооруженных сил.

 

Продолжение монолога об идеологии.

Как и любая идеология эта идеология ограничивает свободу, в чем эти ограничения, в том, что нельзя открыто заявить о своей антивоенной позиции, а для многих людей это принципиально важно.

 

Почему все боятся сформулировать идеологию? Не просто говорить о какой-то вожделенной идеологии, а написать конкретный документ и объявить – это наша идеология.

Идеология как лозунги и идеология как реальная система идей, действующая в обществе.

Можно разработать идеологию усилиями философов, сформулировать ее триадой ключевых слов, она может быть понятна, но если она не соответствует текущим интересам общества, то это мертвая идеология. Так постепенно умирала советская идеология.

Идеология на самом деле была всегда, одна умирала другая нарождалась.

Советская идеология начала умирать во второй половине 60-х годов, когда восторги от успехов в космосе стали уходить на второй план, а общее отставание нашей страны народ начал чувствовать. Пытались вывести на первый план Великую Победу, стали навязывать возврат к справедливому ленинизму, но ничего уже не вдохновляло.

Идеологией конца социализма было уже: Где достать, как купить, как бы поменьше работать, как хорошо у них там, и как бы туда уехать.

Горбачев вдохновил новой идеологией и поначалу она показалась действенной: Перестройка, ускорение, гласность. С этой идеологией уехали в капитализм.

Начался капитализм и пришла его идеология: надо хапать пока не поздно, не упусти свое, ничего личного только бизнес, горе – это чужое, крутись как можешь.

В Путинские времена стали вспоминать о стране, говорить о социальной защите, тосковать о социализме. Но, в сущности, надо было продолжать крутиться. Эта скрытая идеология поделила всех на наших и не наших. Стало важность быть своим, и если ты был не совсем свой, то появились варианты уехать или отсидеть. Собственно, это и доказывало, что идеология есть.

Украина добавила идею русского мира.

Пришла война и, как положено, с ней пришла идеология воюющей страны. Больше для фронта и больше для победы. Защитим русских и всех наших, отстоим право говорить по-русски, вернем наши исконные территории. Отодвинем как можно дальше опасные границы. Не позволим Украине вступить в НАТО, уничтожим ее армию и ВПК. Там наши парни, они отдают жизнь за нас за народ за страну.

Людям все время объясняют эти идеи, они очень легко ложатся на национальное чувство и становятся стереотипом мышления и поступков, а что это, если не руководящая и вполне внедренная в сознание идеология.

Так что идеология есть, просто согласно конституции ее нельзя сформулировать словами и опубликовать как официальный документ.  Опять же к вопросу-можно ли запретить идеологию?

Запрещай не запрещай, а если она возникла, то она есть. Отсутствие официально объявленной идеологии создает юридические проблемы – на что сослаться, если нужно сформулировать кто враг.

 

А что думают умные люди об идеологии? Должны же быть профессионалы, которые об этом думают и пишут.

Открыл журнал «Вопросы философии». Последний раз я его читал еще в бумажном виде и не припомню когда.

Было бы странно если в этом журнале ничего не было. Статья, конечно, нашлась, возможно есть и другие статьи на эту тему.

 

Вопросы философии. 2018. № 6

Журнал "Вопросы философии" - Иллюзии деидеологизации. Между реабилитацией идеологического и запретом на огосударствление идеологии

 

Автор Рубцов А. В.   

02.07.2018 г.

http://vphil.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=1982&Itemid=52

Статья вначале написана традиционным языком профессиональных философов. Пишут так, чтобы ничего было непонятно, мол у нас свой язык, свой код общения, нам понятно, и если вы не поняли, то вам это и не нужно. Но потом автор опомнился, и статья оказалась вполне читаема. Интересных мыслей много.

Например:

«Кроме того, без идеологии, нравится нам это или нет, немыслимы многие базовые институты общества и государства. Без идеологии не только не воюет, но и в мирное время разлагается армия. Школа без идеологии не может даже разлагаться: в учебных текстах и практиках она неизбежно воспроизводит суррогат идеологии, даже если у самого государства этой идеологии нет и в проекте. Более того, даже если снять все откровенно идеологические высказывания, скрытая, латентная идеология проявится в самой фактуре текста – в корпусе имен и событий, примеров и иллюстраций (экземплификация), в повествованиях и интерпретациях (нарративы), наконец, в построении заданий. А. А. Жданову (заведующему Отделом агитпропа ЦК ВКП(б), позднее Управлением пропаганды и агитации ЦК ВКП(б), руководителю «философской дискуссии» 1947 г. и инициатору создания журнала «Вопросы философии») приписывают сентенцию примерно следующего содержания: дайте мне задачник по арифметике, и я упакую туда всю идеологию»

Категория: Общество и политика | Добавил: geta1 (18.04.2025)
Просмотров: 38 | Теги: свобода, война, идеология | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Все проекты компании