Сайт Георгия Таненгольца                                                    Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход | RSS

Категории раздела

Размышления и воспоминания
Новейшая история и экономика моими глазами
Статьи и мысли умных людей
Если все за, то я против
Прошу слова в теледебатах
О религии и вере
Поездки, концерты, выставки, кино
Заметки по истории
Читаю и слушаю
Общество и политика
Политика и общество
Культура и общество
Удивительная техника

Статистика

Каталог статей

Главная » » Мои статьи » О религии и вере

Религиозность – признак интеллектуала

Религиозность – признак интеллектуала.

Раньше было так, что в Бога верили темные или не очень образованные люди, а если человек получал нормальное образование и более-менее широкий кругозор, то в Бога не верил. Советская жизнь и советское образование сделали большую часть народа неверующими. Хотя понятно, что было много людей с религиозной потребностью от природы, и они оставались явно или тайно верующими.

То есть, в принципе, было представление, что если верующий, то темный, а уж люди образованные не могут быть верующими.

Сначала, несколько лет назад, я удивился, что Белковский православный, и он часто напоминает об этом в своих передачах. О нем и Максиме Шевченко я уже писал в статье «Можно убедить меня в том, что Бог есть» (см. здесь).

Мне казалось, что они, может быть, не редкие, но исключения, а в целом преобладает атеистическое мировоззрение.

Я не особо задумывался над этим, поскольку религиозную тему я для себя исчерпал и твердо остался атеистом. Собственно, у меня и не было сомнений, а было удивление, почему в век космоса и компьютеров религиозность остается такой важной и обсуждаемой в общественном сознании. То есть, почему к поясу Богородицы выстраивается такая очередь?

И вот недавно, в одной из программ Сергея Борисовича Переслегина, выяснилось, что и он верующий. А он и Владимир Африканович Никитин – мои интеллектуальные кумиры, то, что Никитин верующий, я уже знал, но Переслегин меня удивил. Переслегин – физик, историк, футуролог, философ, получивший образование в советское время, казалось бы… Но нет, оказывается, без Бога его картина мира не складывается. Они оба (насколько я понял) из той группы людей, которые входили в кружки Щедровицкого, где занимались всякими глубокомысленными вещами. Теперь я предполагаю, что вся эта компания методологов Щедровицкого была, в сущности, религиозно-философским обществом.

Недавно дочка обратила мое внимание на Павла Щелина, я стал его слушать и понял, что этот молодой красивый парень просто удивительный умница. Это самый высокий (доступный мне для понимания) уровень, широчайшая эрудиция, мгновенная реакция, прекрасный язык и редкое умение понятно сформулировать. У него настолько интеллектуально насыщенные выступления, что мне надо слушать их по несколько раз. Но оказалось, что и он верующей.

Так что же получается, если умный – значит верующий, а если дурак – значит не верующий? Унизительный вывод, в котором довольно трудно признаться себе.

Можно экстраполировать так, что если станешь таким умным, как Переслегин или Щелин, то уверуешь. Даже если я прочитаю всё, что читал Переслегин, я все равно не стану таким умным, как он, а это значит, что у меня нет шансов.

Не знаю, как насчет любви к Богу, но сущность Бога они, как философы, поняли, а на чем иначе зиждется их вера?

Если в церкви спросить бабушку в платочке, в чем сущность Бога, она, скорее всего, перекрестит тебя и отойдет, но такие, как Переслегин и Щелин, разведут умствования, из которых должна появиться ясность, что они это понимают, а вот верят или нет? Если перекрестят и отойдут, то значит верят. 

«Христос сказал, что воля Бога в том, что немудрым открывается то, что скрыто от мудрых». (Вера – неразумное знание.)

Было так.

Хрущев говорил, что мы (наше поколение) доживем до момента, когда не останется ни одного попа. Кто были верующие в то время? В наше советское время это были в основном старухи, немного стариков и, довольно редко встречавшиеся в церквях, интеллигенты. Я помню, что молодёжь моего школьного времени с азартным интересом относилась к крестному ходу на Пасху, ночное приключение казалось необычайно интересным, и некоторые действительно ходили, но не помню, чтобы в этом был какой-то религиозный интерес. Крашенные яйца и куличики не связывались в голове с религиозными обрядами.

Мой друг и ровесник Тамаз (общаемся мы здесь, в Батуми) рассказывал про директора своей деревенской школы. Это был упертый сталинист, который ходил с палкой и внушал детям животный страх. На следующий день после Пасхи он проверял руки, если оставались признаки краски от яиц, он бил палкой по рукам. Какая могла быть церковь и религия?

Ни в одном из классов, в которых я учился, не надо было вести антирелигиозную пропаганду. Бог и церковь были для нас абсолютным пережитком, хотя и недавнего, но темного прошлого. Наше светлое будущее ни в каком боге не нуждалось.

«Бога нет – это медицинский факт». Остап сформулировал позицию целого поколения.

Кто были кумирами – Курчатов, Гинзбург, Тамм и т. д. – были атеистами, советские писатели и поэты этой темы практически не касались, и такие редкие люди, как Солоухин, скорее удивляли, чем убеждали. То есть, элита общества казалась народу неверующей, как и положено советским интеллигентам.

В перестроечные и постперестроечные годы на церковь возникла мода, и многие стали ходить в церковь и пытались соблюдать обряды. Церковная паства сильно помолодела.

Постепенно сложился баланс, какое-то количество людей стали верующими, и думаю, что это вполне естественно, но подавляющее большинство осталось равнодушным к церкви. Сдвиг в сакральную сторону, однако, надо считать значительным. Во-первых, многие стали венчаться (что не мешает им в первый же год разводиться), и практически все стали крестить детей.

В целом, в христианском обществе сохранилась свобода вероисповедания и право быть неверующим. Чего нельзя сказать о мусульманском обществе, там по-прежнему 100 процентов людей верующие, что, на мой взгляд, серьезный фактор торможения в развитии общества. И это очень пугает в перспективе полной исламизации России.

А как стало теперь?

А стало так, что путь на интеллектуальный Олимп теперь, похоже, идет через шлагбаум веры. Веришь – наш, не веришь – не наш. Веришь, значит что-то как ученый понимаешь, не веришь, значит ты примитивный «совок» и нечего соваться в калашный ряд.

Получается, что вера стала признаком подлинного интеллектуала, и лидеры общества дружно ведут заблудший народ назад в лоно церкви.

Если в этом не будет насилия, значит так и должно быть (диалектическая спираль), но у каждого должен остаться выбор. В том числе и надежда не стать изгоем в новом религиозном обществе.

Очень хочется надеяться, что религиозное сознание и религиозная агитация не станут тормозить познание мира. Физика и философия останутся свободными от религиозных догм.

© 16.09.24.

Категория: О религии и вере | Добавил: geta1 (17.09.2024)
Просмотров: 44 | Теги: интеллектуал, ученый, церковь, верующий | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Все проекты компании