Посмотрел фильм «Мидуэй» 17.11.2019
В середине недели Лида сказала, «Не поити-ли нам в кино, что сейчас идет?» Открыла нужную страничку в телефоне и произнесла несколько названий, в том числе «Джокер», о котором много говорят, но нам ничего не показалось интересным, потом она добавила «Мидуэй».
О! Вот здесь по подробней. Идет или только будет? Оказалось, идет, и я стал ждать воскресенья вечера, когда запланировал поход на это фильм.
Попробовал найти какую-то информацию, но нашел только подтверждение, что правильно понял, о чем этот фильм.
В поисках информации, я вдруг понял, что реклама американских фильмов исчезла и видимо уже давно.
Фильм «Пирл Харбор», был лет 8 назад, и мне помнится, что была довольно обильная реклама, я конечно смотрел тот фильм. А об этом фильме узнал, можно сказать, случайно и учитывая, крайне узкий круг своего старческого общения, мог не узнать о нем вообще.
Короче, мне повезло, и посмотрел этот великолепный фильм вовремя и на большом экране.
Я вообще люблю американские фильмы о войне, это совсем другое, чем наши фильмы. Они никогда не смогут снять «Восхождение» или «Проверки на дорогах», но то, что могут делать, делают отлично. «Спасти рядового Райена», или недавно просмотренный фильм о танкистах с Брэдом Питом.
Пирл –Харбор было смотреть интересно, особенно, если не обращать внимание на слабо сделанную и не нужную мелодраматическую линию. Впечатление от съемок сражения было очень сильным. Однако в моей памяти был фильм на эту тему, значительно лучший – «Тора, тора, тора». Это тоже голливудский фильм, только снятый в далеком 70-м году. О нем упоминали наши газеты, и я мечтал посмотреть фильм. Его, конечно же, не купили, хотя ничего идеологически несовместимого там быть не могло.
В конце девяностых годов Фильм показали у нас по каналу «Культура», для меня это было событие, я впился в экран и забыл обо всем на свете. Потом мой незабвенный друг Леша Кучкин подарил мне кассету с записью этого фильма. Слово "компьютер" в то время имело совсем другой смысл и о том, что кино можно делать на компьютере не знал даже Стенли Кубрик. Настоящие корабли, настоящие самолеты, натуральные взрывы. Понятно, что там было много моделей, но сделано было безукоризненно, так что погружение было полным. И никакой мелодраматической линии, все только по делу.
Вспомнил еще один голливудский фильм недавнего времени «Морской бой» -военная фантастика, со всякими чудесами. Например, там показали эффектный кадр – как линкор весом 60 тысяч тонн на скорости 30 узлов, бросает якорь и за счет этого делает поворот на 90 градусов? Там война с инопланетянами и все смотрится как компьютерная игра.
Фильм «Мидуэй» о другом знаменитом сражении. В начале тоже есть версия боя в Пирл – Харборе. Не такая подробная, как в тех фильмах, но не менее впечатляющая.
Конечно, мне была очень интересна фабула - как готовились к сражению, какие планы сторон, какие были сомнения и переживания. Но поразило, техническое исполнение.
Перед фильмом я обсуждал с товарищем качество компьютерных фильмов, и мы сошлись во мнении, что «не очень».
Вспоминаю отличный английский сериал «Воздушная война», о событиях 40 года. Я неотрывно смотрел все серии по телевизору (по моему по «Нешинал Джиографик»), там отлично были сделаны компьютерные самолеты, и сражения сняты вполне убедительно. Но это были иллюстрации к документальному фильму, и главное было не зрелище авиационных боев, а исторический комментарий.
Этот фильм художественный и главное, как раз, зрелище. Так вот, зрелище сделано качественно и очень увлекательно. С первых кадров, когда показали самолет крупным планом, не было ни каких сомнений, что это настоящий самолет. Все движения, действия, звуки, все кажется совершенно натуральным.
Фильм - произведение искусства. Что, по моему, главное что отличает произведение искусства – это способность вызвать эмоции у зрителя, то есть зритель мысленно начинает участвовать в действии и переживать то, что переживают герои, когда он перестает думать как это сделано, а боится, страдает, и мучается. Все это я испытал на этом фильме.
Сейчас, когда переживания позади, уже спокойно вспоминаются все сцены фильма по очереди.
Великолепно сделана вся техника - очень интересно посмотреть, как выглядит авианосец времен войны изнутри и снаружи, как выглядят самолеты. Очень интересно наблюдать, как действуют команды и на американских и на японских кораблях.
Когда то я читал мнение, что вовремя приведенные в действие и правильно организованные ПВО корабля не оставляют шансов самолетам. В фильме я увидел иллюстрацию этой мысли. Какой же героизм проявляли летчики, чтобы пробиваться через сплошной зенитный огонь, как там показан. Мастерски сделаны кадры разрушения и гибели самолетов.
Очень убедительно показано ощущение летчиков, которые пикируют на цель и потом выходят из пике, испытывая страшные перегрузки.
И, конечно, мне очень интересен исторический аспект. Стало многое понятно, чего раньше я не понимал, но оказалось, что я очень многое не знал о битве у атолла Мидуэй, а многое просто забыл.
Интереса тема человеческих отношений. Отношения друзей, их искренние переживания. Попытки помочь друг другу. Подчеркивается дух братства и взаимопомощи. Уважительно отношение командиров к своим подчиненным.
Я много читал о зверствах и хамстве наших генералов во время войны. Обидно, что у нас отношения в армии остались на уровне времен Николая первого.
И еще – небольшие кусочки американской жизни. Страна, которая к 1941 году уже сделала шаг к цивилизации будущего. Прекрасные ухоженные женщины, любовь и семейные ценности, все это как бы с краю фильма, но очень фильм оживляет. Отличная небольшая сценка – ресторан в Гонолулу, где офицеры отдыхают с женами. Лучшая эпоха американской музыки –оркестр в стиле Глена Миллера.
Важность таких фильмов в том, что они учат патриотизму, воинскому долгу и в том, что они учат истории и заставляют таких, как я изучать историю.
Правда, у меня уже давно вызревают размышления на тему «История умерла» по аналогии с Ницше - «Бог умер». Наверное, я буду об этом писать, продолжая быть самоуверенным графоманом без читателей.
Просмотрел свою библиотеку и отобрал 4 книги: «Япония в войне 1941 -45», «Свежий ветер», «Американские ВМФ во Второй мировой войне» и «Боевое использование авианосцев». Прочитать все это я конечно не в состоянии, но в истории битвы у атолла Мидуэй разберусь досконально. Хочу сопоставить данные авианосцев и самолетов, и разобраться, почему японцы были так уверены в своем техническом превосходстве.
О чем еще я подумал после фильма.
Никаких намеков на агентурную разведку. Такие масштабные события, в которые вовлечены стратегические силы государств, десятки тысяч прямых участников сражений и сони тысяч с учетом берегового обеспечения. А в сухопутных сражения миллионы. И такие сражения планируются на основе догадок аналитиков. Получается, что у американцев в Японии не было агентуры, но что более удивительно, что в Америке не было японской агентуры.
Корабли шли на Пирл-Харбор с 25 ноября до 7 декабря, и за это время никакой информации, только догадки, которые так и не приняли во внимание.
Японцы не могли поверить, что Американские авианосцы придут к атоллу Мидуэй. В обоих случаях фактор неожиданности сыграл решающую роль.
Информация не просачивалась даже случайно. В фильме есть сцена, где Нимиц, принимает стратегическое решение и объявляет его в присутствии всего командного состава флота – человек 50, и никакой утечки?
Получается, что нашим агентам слава. Из разных источников широко известно, что были агентурные сведения и о подготовке к войне против нас и о начале войны. Другое дело, как эту информацию использовали. Слава «Красной Капелле». Потом были точные агентурные данные об операции «Цитадель» под Куском, и здесь все получилось с учетом этой информации.
Мне казалось, что Рихард Зорге был одним из многих, но теперь я понимаю, что на востоке он был один, и вообще их были единицы, а Штирлица не было вовсе. Теперь я стал понимать, какую важную роль в успехах нашей агентурной разведки играл Коминтерн, все агенты, которые успешно работали, были коминтерновцами. Естественно, что ни Америка ни Япония не могли использовать Коминтерн, а другими путями наладить агентурную разведку не смогли.
|