Мастер и маргарита 2024 год
В новом фильме «Мастер и Маргарита», больше всего мне понравились виды фантастической Москвы, как она представлялась архитекторам тогда, в конце 30-х. Лет 8 назад, был фильм, Бондарчука «Шпион», там был прекрасно воспроизведенный Дворец Советов и другие, так и не появившиеся высотки. Я специально смотрел его в кинотеатре, потому, что такие виды производят впечатление именно на большом экране. Это совершенно голливудское зрелище подобное тому, что мы когда-то видели в грандиозных американских фильмах.
Сам роман «Мастер и Маргарита» делит всех на восторженных поклонников и тех, кто честно говорит, что ничего не понимает. Я, веря восторженным поклонникам, всегда силился понять, но скорее не справился, чем справился.
Первый раз прочитал роман еще в студенческие годы, в том знаменитом журнале. Собственно оттуда, я и узнал историю главной части Евангелия, как и что происходило с Иисусом Христом, кто такой был Понтий Пилат, кто такой Варавва и т. д. Именно эта тема оказалась интересной, а кто такой Мастер и какие у него проблемы я не особенно понимал. Пару раз смотрел какие-то мутные спектакли по роману, один, помню, в «Сатире» с Гаркалиным, в общем, какая-то чушь. И перечитывал и переслушивал, но остался с теми, кто ничего не понял.
Посмотрел фильм Бортко, мне все понравилось, потом, вроде, смотрел и потерянный фильм Кары, но ничего не помню. Фильм Бортко недавно смотрел снова, несколько серий. И, в общем, идея романа стала проясняться.
В этом новом фильме прекрасно создана картина мрака Сталинской эпохи. Одна из лучших-сцена обсуждение спектакля, очень похоже, что так и было на самом деле. Недавно слушал рассказ Радзинского о временах "безродных космополитов", где он рассказывает об обсуждении романа «Буря», Ильи Эринбурга. там атмосфера собрания была точно такая же, только финал был другой. Эринбурга на собрании размазывали все подряд, соревнуясь кто сумеет ярче обличить его антисоветскую сущность. А он в конце просто прочитал им короткую записку Сталина, который поздравлял его с удачным романом. Дальше, как рассказывает Радзинский, была «немая сцена».
Мастер, особенно в фильме Бортко, совершенно невнятная личность, и в чем его страдания не вполне понятно, во всяком случае, особого сочувствия он не вызывает. Здесь, конечно, фигура мастера гораздо ярче, и понятно, что он главный, фактически сразу за Воландом. Цыганов, который играет мастера, совершенно современный актер (сейчас такая школа, которую, видимо, и имел ввиду Сокуров, он говорил на обсуждении фильма «Сказка», что он низкого мнения о российской актерской школе). Роль делается общим настроением, никаких нюансов, никаких деталей, мимика и жесты не обязательны, но от Цыганова все в восторге. Азазелло, Коровьев и Кот мне не понравились совершенно, а Воланд выше всяких похвал – лучший Воланд из всех. Маргарита очень элегантная и манерная, только такая женщина могла покорить Мастера, но на мой вкус, Мария Сергеевна Швецова в фильме Бортко, все же, была более эффектной, особенно голая, пред балом. Бал Сатаны – это жесткая проверка актрисы, когда нужно показаться голой и не разочаровать.
Гениальные иллюстрации Елены Мартынюк. лучше любого фильма
В чем оказалась суть, в том, что свобода творчества может быть только если ты с сатаной, только сатана поможет и поддержит, все остальные предадут и унизят. Высокомерие и презрение ко всему окружающему, к жалким людишкам, не способным понять гения.
Люди всегда были отвратительны, и тогда, когда прокричали «Варавва!», и такими же остались сейчас, ничего не меняется в этом мире, потому что это мир сатаны. Есть только два настоящих гордых, знающих себе цену человека – это Мастер и Маргарита, все остальные, это те, кто выступают на собраниях, и ловят деньги, летящие с потолка. Финальная сцена, когда Мастер и Маргарита стоят рядом с сатаной и есть главный смысл фильма.
Гениальные иллюстрации Елены Мартынюк. лучше любого фильма
Пока идет фильм, испытываешь злорадное чувство, что сейчас Берлиоз-этот примитивный атеист, узнает кто правит миром, голову-то ему отрежет. Вот, как здорово, аж этот дурак Бездомный, сошел с ума. Какой замечательный Воланд, он доказал этим недотепам, кто правит миром.
Выходишь из кино и понимаешь: «Какая –то хрень», мне что объяснили, что Воланд, на самом деле, рядом и все решает, и Аннушка уже где-то покупает масло. Нет, надо тряхнуть головой и вспомнить, что прав Берлиоз и никакого Воланда нет. А значит, рукопись сгорит, и жизнь такая как она есть, и купюры с потолка не полетят.
Но фильм заставляет задуматься, сможешь ты сидеть рядом с Мастером, или будешь ловить купюры, которые летят сверху. Презрение к людям, конечно задевает, возникает ощущение, что ты именно из них, их тех, для кого пишут пьесы про тракторы и урожай.
Гений одинок и никакой надежды быть понятым, единственный путь – это уйти с сатаной.
|