Учиться архитектуре надо в Мадриде
Мечта попасть в «Прадо» осуществилась. В пасхальные каникулы 17 года поехал с дочкой Мадрид. Осенью, когда мы были во Флоренции, я ещё сильно болел. Поясница и правая нога, позволяли пройти метров 200, после чего я искал место, где бы присесть, в конце дня, я едва, приволакивал ноги в отель. Слава доктору Бубновскому и его методике. Как раз, после поездки во Флоренцию, я начал ходить в лечебный центр и, после нескольких мучительных занятий, пошёл на поправку. В Мадриде я чувствовал себя вполне прилично. Айфон считал нам шаги, и получалось 14 - 15 км. в день плюс ещё перепады высот.
Мадрид это праздник жизни, центр города заполнен людьми, на лицах которых нет и тени заботы - улыбаются, общаются, отдыхают. Ресторанов и кафе полно, кажется, что все забито, но места всегда есть, можно выпить пива или кофе, в меню всякие заморские блюда. Замечательные уличные музыканты, в одном месте можно было послушать даже оперные арии. Похожая обстановка и во Флоренции и в Афинах, но там толпа - это туристы, а здесь, похоже, местные. Слышна в основном испанская речь, лишь иногда, появляются какие-то русские бездельники вроде нас. Удовольствие просто ходить по городу и по паркам. Испанцы умеют красиво жить.
Мы были в Мадриде в пасхальные дни, на некоторых улицах вечером проходили религиозные шествия, не знаю, правильно ли их назвать «Крестными ходами». Шествующие несут какие-то огромные хламиды, вдоль дороги выстраиваются направляющие в страшных куклусклановских остроконечных колпаках – глаз не видно – одни дырочки. Женщины в траурных нарядах с традиционными испанскими воротниками, торчащими из-за головы. Зрелище унылое и малопривлекательное, однако, все улицы запружены народом, и полиция выстраиваете кордоны.
После поездки в Афины, писать было не о чем, хотя впечатление от Парфенона и других великих древностей было очень сильным. Я все отлично помню, даже без фотографий. Флоренция была моей мечтой 40 лет, почему-то, после фильма «17 мгновений весны», где генерал Вольф упоминает музей Уфицци, как важнейшее собрание искусства. Оказалось, что кроме Венеры Ботичелли, которую я очень люблю, смотреть особенно нечего, тем более, что там, в основном, копии. В целом, конечно, Флоренция великолепна.
Погода совершенно летняя, но пока не жарко и можно даже сидеть на солнце,
В «Прадо» мы пошли уже первым утром, немного погуляв по городу, Примерно час отстояли в очереди. Впереди нас стояли две гарны тетки, которые говорили по Русски, примерно так, как говорят в Виннице, но оказалось, что они Ирландки, когда и как они туда попали, нам было неясно, пообщались, однако, интересно. Все остальные, кто были поблизости, говорили по Испански, то есть, люди в свой главный музей ходят.
В музеях я придерживаюсь такой схемы - первые залы надо пройти быстро, иначе устанешь и потом просто ничего не захочешь видеть. Так и сделали, Внимательно начали смотреть с Веласкеса. Обычно я смотрю только те работы, которые бросаются в глаза или те которые знаю по репродукциям, так можно немного оттянуть перегрузку памяти. Увидел много великолепных работ, к которым хочется вернуться. Открыл для себя новые имена художников. Я искал сюжетную живопись с реалистическими сценами. Огромные полотна религиозного содержания из 16 - 17 века, мне не понятны и только самые талантливые заставляют постоять и восхититься. Прекрасные работы Рубенса, Тициана, Веласкеса, Караваджо.
Интересно было посмотреть работы Гойи и конечно великого Эль Греко, его полиптих «Рождество», «Крещение», «Распятье», «Вознесение» - стоят того, чтобы долго сидеть в этом зале.
Никогда раньше не видел ранних испанцев, времён Рафаэля, некоторые картины просто выдающиеся, по-моему, посильнее итальянских.
Через три часа, едва держась на ногах, мы вышли на солнышко, к счастью около музея можно поваляться на травке, которая в это время ещё ярко зелёная, свежая насыщенная, пахнущая.
На второй день гуляли и заходили в разные интересные места. Простояв час в очереди, купили билеты на поезд в Толедо. Потом пошли в парк, где было по - европейски чисто, люди лежат на травке, гуляют, играют с детьми - идиллия.
Набравшись сил, пошли в музей современного искусства. Новая часть немного напоминает музей Помпиду, а старая часть, стандартный дворец.
Пикассо великий художник, но ни одной работы, которая мне нравится, кроме «Герники» там нет - одни скрюченные носы, торчащие коленки, куски задниц, я ничего в этом не понимаю и смотреть не хочу. «Герника», конечно впечатляет. Поинтереснее смотреть работы Сальвадора Дали, все-таки, они мягче, и иногда улавливаешь смысл. Все остальное в этом музее и вспомнить не хочется. Инсталляции из какого то хлама и тряпок. Надо ходить мимо них и делать вид, что понимаешь современное искусство.
Мадрид самый красивый город, который я видел. Я, собственно, и Москву считаю самым красивым городом, но эти города невозможно сравнивать. Москва прекрасна просторами и организацией пространства, а Мадрид красотой домов и улиц. В Москве тоже есть красивые дома, например, все дома времен «Модерна», и все высотки. Особенно моя любимая высотка не Котельнической набережной. Но, огромное большинство зданий совершенно безликие и скучные. Пройдите, например, по «Сивцеву вражку», кроме, грандиозного здания первой поликлиники, смотреть не на что. В Париже, имперская архитектура времён Наполеона третьего, сначала тоже заставляет ахнуть, но потом начинает казаться однообразной и надоедает. Конечно, в Париже есть места неповторимой красоты, но Мадрид понравился мне больше.
Речь идёт о центре города, окраины, как и везде, совершенно не интересны, хотя, возможно, жить там вполне удобно. Мадридские многоэтажные районы очень похожи на московские, разве что поменьше этажей, но, например балконы, также как в Москве, заделаны, через один, самодельными рамами.
Центр города - как музей архитектуры 19 - 20 века. Дома один другого красивее, таких вычурных форм, с изобилием архитектурных излишеств, я нигде не видел. Похоже, что вопрос «сделать подешевле» не стоял – главное сделать красиво и индивидуально, чтобы ни на что не было похоже – каждый дом произведение искусства. Учить архитекторов надо в Мадриде.
Я люблю Ленинград, там очень красиво, но самые красивые дома, например, дворец Белосельских Белозерских на Невском, - это дворец, а в Мадриде – это просто городские жилые дома и отели, понятно, что это не народное жилье, слишком это дорого, но, все же, это не дворцы для одной семьи.
Мадридские дома и Пикассо, которого я люблю
|