О вере и любопытстве
Человек либо любопытный, либо верящий.
Любопытство – потребность узнать и понять, получить удовлетворение от логики ответа.
Состояние – «понятно» это когда явление или предмет, можно укладывать в логические построения, «Понятно» это когда становится неинтересно возвращаться к вопросу, ответ естественно вплетается в картину мира и становится обыденным – как стул, дерево, светло и т. п. Вокруг понятной части мира стоит огромная непонятная часть, она – то и есть вожделение любопытства.
Кто-то не подозревает, что земля круглая, и у него не возникает вопросов какая она – плоская или круглая – то есть, вопрос просто не рождается. И огромное мироздание не рождает вопросов, имеет значение только еда, тепло, близкие люди, карьера, успех, зависть, любовь – (близкое и родное). В этом случае вера становится объяснением всего, что за пределами близкого и родного, вера регулирует все, что касается близкого и родного. Вера – источник положительных эмоций, чем больше плохого в близком и родном, тем больше потребность в вере, тем она становится неистовее.
Гармония в человеке – потребность уравновесить мрак в душе какими - то радостями, и вера универсальный уравнитель. На все горести и печали всегда найдется спасительный плотик веры.
Сущность веры не в Боге, а в счастье своего будущего. То есть вера – это когда человек искренне верит в то, что потом будет лучше, что придет счастье, и все, кто попадет под пункты нагорной проповеди, обретут блаженство.
Любопытство разрушает веру, а Вера это отказ от любопытства.
Как только у человека возникает вопрос «А что там, за кругом понятного?», вера перестает быть ответом, с какой стороны не подойди, а вера ни на один вопрос не отвечает. Точнее отвечает, в духе того, что все создал Бог, на все воля божья, пути господни неисповедимы и т. п.
Для любопытного человека такой подход только увеличивает число вопросов. Бог и вся религиозная картина мира начинает разрушаться. Непонятного слишком много. Для нелюбопытного, проще не напрягать мозги и не искать ответы, а просто верить в то, что все происходит по воле божьей и значит Бог, априори, в центре событий. Все становится просто, легко и, главное, обнадеживает. Верующему человеку незнакомо состояние тупика и безысходности, точнее у него всегда есть молитва и надежда на Бога.
Любопытный человек очень легко может попасть в тупик и испытать безысходность. Задавая вопросы – себе, окружающим, книгам, он чаще не находит ответов, чем находит.
Формула Тертулиана, на которую часто ссылаются и атеисты и богословы - «Абсурд и потому верую» - путь для тех, кто находит выход в вере.
Но вера должна быть внутри как свойство души, как элемент мировоззрения. Нельзя прийти к вере логическими рассуждениями-«Абсурд и потому верую» это не логика, это крик верующей души. (см. мою статью "Вера это талант, она есть или ее нет")
Душа в данном случае не религиозное понятие, а краткое обозначение сомоосознания и самоощущения, то есть того что и составляет личность, то есть, тот огромный мир, который человек понимает как «Я».
Если этой веры в душе нет, то никакой тупик познания, никакое чувство безысходности не приведет к вере. Человек будет продолжать познание, он будет искать выходы из тупика, и может не хватить жизни, но в следующих поколениях, ответы найдутся. Сознание этого утешает любопытного.
Коперник, Галиллей, Ньютон, не верили в библейскую картину сотворения мира, но они не могли признаться себе, что не верят в бога, слишком страшно было в их время остаться один на один с познанием мира за пределами понятного.
|