Сайт Георгия Таненгольца                                                    Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход | RSS

Категории раздела

Размышления и воспоминания
Новейшая история и экономика моими глазами
Статьи и мысли умных людей
Если все за, то я против
Прошу слова в теледебатах
О религии и вере
Поездки, концерты, выставки, кино
Заметки по истории
Читаю и слушаю
Общество и политика
Политика и общество
Культура и общество
Удивительная техника

Статистика

Каталог статей

Главная » » Мои статьи » Культура и общество

Письмо об интеллигентности и культуре


Об интеллигентности

Интересно, появились ли у тебя какие-нибудь воззрения по философии, по эстетике, этике, религии, почему нам не по дискутировать на эту тему, тем более. что в отличии от живого разговора, который требует либо сложившихся убеждений, или знаний, или, наконец, умения быстро соображать, эпистолярный способ делиться мыслями, позволяет делать это в более удобном темпе, позволяет обдумывать идеи и оттачивать формулировки, в конце, концов, когда начинаешь писать о чем - то, то гораздо лучше начинаешь понимать суть предмета.

Что такое искусство? Что такое искусство высокое? Что такое пошлость в искусстве?

Эстетика дает ответы на эти вопросы, но эстетических школ столько же, сколько и философских, поэтому ответы на эти вопросы могут быть весьма несхожими.

Читаешь одного философа и кажется, что он прав, читаешь другого, кажется, что он тоже прав. Что же такое свои собственные взгляды - это взгляды того, чьи аргументы кажутся более убедительными, но чьи аргументы кажутся более убедительными - того кого любишь, того, кто более симпатичен, кто способен возвыситься над чужими взглядами и иметь, действительно, свои собственные взгляды. Кто может утверждать, что взгляды эти действительно его, а не навязанные теми или иными симпатиями? И вообще, надо ли иметь свои собственные взгляды или правильнее просто исповедовать чьи - то взгляды? Я думаю, что все люди так и делают. Только гении уровня Леонардо да Винчи и Конфуция способны построить полностью самостоятельную систему взглядов. Если мы должны ориентироваться на кого - то, то как выбрать на кого?

Интересно есть ли у тебя ответы на какие-нибудь из этих вопросов, если нет, то постарайся над ними подумать, тем более, что это можно делать даже во время бега или стояния по душем, но главное это найти время (может быть не сейчас, а потом) и написать все, хотя бы для себя, напишешь и многое начнешь понимать.

Когда - то мы рассуждали об интеллигентности, в этом отношении я придерживаюсь взглядов Юрия Лотмана

Всякие мысли

Человечество пролетит в потоке мирового пространства и времени, как одно злое мгновение, человечество сожрет себя как скорпион. (из фильма с Леоновым)

Культура вырабатывает два полюса - интеллигенцию и антиинтеллигенцию.

В межнациональных отношениях сталкиваются обычно неинтеллигинтные люди и по ним судят о нации.

Почему мало интеллигентных людей вообще - потому, что их уничтожают первыми при любых репрессиях.

Я думаю что не только по этому, интеллигентов мало вообще.

Я думаю:

Умение не навязывать свои проблемы другим

Осознание цели и управление жизнью

Умение быть счастливым

Любопытство

Стремление к познанию

Способность понимать и сопереживать искусство

Интеллигенция несет гуманистическое и созидательное начало

Хамство несет тормозящее и разрушительное начало.

Свойство интеллигентности - понять другого

Мышление - право на сомнение

Позиция неинтеллигентного человека - я безусловно прав.

Интеллигентный человек имеет выношенные мысли из которых рождаются убеждения

Интеллигент отстаивает право других на свое мнение

Все мысли (кроме нескольких) Юрия Лотмана

Вот несколько новых мыслей из лекций Лотмана.

Что дал 18 век и что такое эпоха просвещения. Собственно в 18 веке в эпоху просвещения благодаря мыслям Вольтера и Дидро появились те этические идеалы, которые потом стала исповедовать интеллигенция. Стержневая идея это толерантность - то есть терпимость по отношению к взглядам других людей. Феодальная средневековая система взглядов базировалась на неприятии других взглядов, человек с другими взглядами рассматривался как враг, и сотрудничество с ним было основано либо на страхе, либо на кратковременной выгоде. Враждебность - было наиболее распространенным чувством в отношениях между людьми. Эти чувства были вполне естественны в условиях феодальной замкнутости и натурального хозяйства.

Противостояли враждебности только религиозные концепции на основе заповедей, только религия была способна выпустить пар вражды и сохранять тем самым мирные периоды отношений. Таким образом, люди способные преодолеть чувство вражды и толерантно воспринимающие других людей и начали создавать новую историческую эпоху.

Интеллигентность скорее природное, наследственное свойство и воспитать его, если его нет в душе (нет наследственно) почти невозможно.

О признаках интеллигентности есть несколько свежих мыслей.

Что такое культурный человек, является ли интеллигент культурным человеком, это уже целиком зависит от воспитания, если воспитатели были и условия были, то интеллигент становится культурным человеком. Неинтеллигентный человек в тех же самых условиях и при таких же воспитателях культурным не станет.

Какие условия необходимы для культурного человека:

общение с образованными людьми

книги

условия места и времени

наличие досуга - (на мой взгляд), это важнее всего стального

Культура требует общения, культура требует видеть и слышать культурного человека.

Интеллигент плодит интеллигента то есть создает и подпитывает интеллигентную среду. Хам, как антипод интеллигента, рядом с интеллигентом не может существовать.
Общество может быть таким, в котором хам не может вытеснить интеллигента, и общество может быть таким, когда хам активно вытесняет интеллигента.

У интеллигенции должно быть свое место. Она должна нести культуру общества и поэтому ее место, прежде всего, в науке и в искусстве.

Хам порождает хама, вокруг хама растет хамская среда. Если в науке хам и бюрократ вытесняет интеллигента, то наука разрушается, потому, хам плодя хама, разрушает реальную научную среду, то же самое происходит и искусстве и в образовании.

Очень понятная схема - если директор института - интеллигент, то вокруг него интеллигенты и нормальная творческая атмосфера. Если ему на смену приходит хам, что повсеместно происходило у нас, то начинается вписывание себя в список авторов, присвоение чужих идей, и т. п., в результате интеллигенты уходят и их место у верхушки занимают хамы, которые исповедуют взгляды хама начальника и наука разваливается, поэтому беда науки - это потеря интеллигентности.

Интеллигентность и служба

служба - лицу (начальнику)

служение - делу

Интеллигентности свойственно служение.

Интеллигентность подразумевает жертвенность и бессеребренничество.

Здесь очень уместна фраза Василия Ивановича Качалова - "интеллигент всегда должен переплатить и недополучить".

Уважение к другим людям - толерантность строится на уважении к себе, на ощущении чувства чести и собственного достоинства.

 

 

 

Категория: Культура и общество | Добавил: geta1 (22.01.2014)
Просмотров: 1323 | Комментарии: 3 | Теги: Культура, мышление, интеллигент, сомнение, толерантность, любопытство, хам | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 popilmn  
Согласен, это отличная мысль
Да, ответ почти такой же, как и у меня.



_________________________________________________________________________
http://saomos.news/forum/user/1997/
http://www.centrsolo.ru/forum/?PAGE_NAME=profile_view&UID=67185

Имя *:
Email *:
Код *:

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Все проекты компании