Комментарий к передаче Н. Михалкова «Бесогон» об образовании.
Люди мало знают, ровно столько сколько им нужно. То есть они знают то что им нужно и не желают знать того что не нужно (А. Рыбаков).
Знание истории и литературы определяет уровень образованности и культуры человека. Именно история и литература позволяют идентифицировать себя в обществе. История и литература пишутся так, чтобы сформировать патриота. Получается, так, что незнающий истории и литературы, не может стать патриотом.
В передаче "Бесогон" показаны фрагменты фильма о состоянии образования в России, которые показывают полную убогость знаний, и Михалков боится, что эти молодые люди станут неполноценным народом.
Для вполне нормальной современной жизни знание истории и литературы не обязательно, так было всегда. До Татищева истории вообще не знали, в царское время историю и литературу знали, только те, кто учился в гимназии. После революции Россия оставалась малограмотной. После войны, количество обученных сильно выросло, но во все времена, ни истории, ни литературы не знали, знали только те, кому это было интересно.
Я работал на заводе и видел теток, которые работали на конвейере. Не надо задавать им вопросов, кто такой Кутузов, когда была Франко – Прусская война. Они получили стандартное советское среднее образование (Лучшее в мире), но знали только то, что им нужно было знать.
Был ли это плохой народ? Они хорошо работали, рожали и растили детей, ходили на демонстрации, иногда ездили в дом отдыха, ходили голосовать, и получали цветы на восьмое марта. Они были гарантированной опорой власти и поддерживали страну. Страну развалили, растоптали ее историю те, кто знал историю и читал литературу.
Народ живет и чует под собой страну, история и литература не обязательна. Хочешь – знай, не можешь не знай.
Есть те 5%, которые хотят знать, обязаны знать, они создают историю, литературу и культуру вообще. Великое кино и литература 60-х годов сделали интеллигента образцом для подражания, стало модно получать образование и работать в науке. Мы делали ракеты, перекрыли Енисей и т. д.
Это было прекрасное время, когда на минимуме был революционный потенциал, люди еще думали, что живут в свободной стране.
Народ, в целом, остается в таком же неведение по истории и литературе, как и раньше и тут ничего не поделаешь, никакими реформами образования этого не решить. У всех должно быть право знать, а уж воспользуется он или нет, его дело.
Государство может помочь, тем, кто не противится знанию.
Не реформа школы, зарплата учителей и тепло в классах (хотя это тоже обязательно), а формирование стимулов вот задача государства.
Образованный знающий человек должен стать героем. Не бандит, не чиновник, а образованный и знающий человек. Молодежь должна почувствовать, что человек успешен потому, что образован.
Фильмы, сайты, игры, реклама, одежда, места развлечения, все, с чем сталкивается молодежь, должно рекламировать образованного человека, и государство должно вложить в это заметный процент ВВП. Все, что в тренде моды на образованного человека, должно иметь господдержку.
Нельзя заставить учиться, человек должен этого захотеть.
|