Опасно говорить на русском.
Идет война и Польша, всегда враждебная к России, сейчас основной наш враг в Европе.
Война не объявлена, интернировать меня не могли, но опасения были. Сейчас модно говорить друг другу «Я не смотрю телевизор». А я привык и смотрю. Сейчас это вообще удобно - работаешь за компьютером и ставишь себе в уголке монитора кукую-то телепрограмму он-лайн и можно смотреть, а можно спрятать сзади и только слушать, часто этого вполне достаточно, зато меньше отвлекает. Так вот, в этом телевизоре часто показывают, как озверевшие Украинцы, с флагами на плечах нападают на русских. Это пугает. У меня нет никакой неприязни к украинцам, но фанаты любых национальностей, глупы и отвратительны.
В отеле, девушка оформила меня и дала инструкции на чистом русском языке. Когда я вошел в лифт, там была молодая пара, они тоже говорили на чистом русском языке, и я успокоился, можно было не строить из себя англичанина. Позже, когда я уже пошел гулять по центру Варшавы, множество людей, которые мелькали вокруг меня говорили на том же чистом русском языке. Я хотел сказать "АУ!, где вы поляки?"
Потом я понял, что все эти русскоязычные – это киевляне. В Киеве язык гораздо лучше, чем в России, да и не только в Киеве, русские жители Средней Азии, тоже говорят по-русски, лучше, чем в России.
Если русский язык такой живой и распространенный во враждебной Варшаве, то у него есть большое будущее, а украинскую речь я услышал только один раз.
Музей коммунизма.
Первый музей, в который я попал в Варшаве - это был музей Коммунизма.
Сначала я подумал, что я там единственный посетитель, но потом, углубившись в экспозицию, увидел еще пару зевак. То есть, особой популярностью музей не пользуется. Возможно, они водят туда организованные группы школьников. В музее много плакатов, описаний, портретов партийных деятелей и фотографии людей (в основном моих ровесников в молодости). Они показывают типичное жилье, домашнюю утварь, бытовую технику, одежду, парфюмерию того времени. Все, конечно, смотрится как бесконечно устаревшее, хотя в основном это были вполне нормальные вещи.
На киноэкране закольцованы 4 ролика. Первый ролик – концерт «Ролинг Стоунс» в Варшаве 1967 году, я смотрел его открыв рот, представляю себе, если бы я увидел его тогда на первом курсе, когда мы с придыханием рассказывали друг другу какие-то слухи о том, что Ролинги были в Польше. Сейчас это смотрится ужасно – толпы поклонников в угаре, куда-то рвутся, их сдавливает милиция, кого-то бьют, кого-то крутят. Мрачные черные кадры, гремит рок. Мик Джагер с командой мелькает только один раз.
Дальше идет ролик о том, как плохо работали при социализме. Показывают оторванные подошвы новой обуви, плохо вставленные рамы в новых домах, трещины в штукатурке и все время мрачные, недовольные лица. Следующий ролик о пьянстве, очень похоже на Россию тех лет. И последний ролик странного содержания – как всем народом вылавливают колорадских жуков.
Если хочешь понять, что такое пропаганда надо побывать в таком музее. Все правда, вещи, предметы быта, квартира – все именно такое как было, но все так подобрано так, что не дай бог оказаться в той жизни.
Я был в таком музее в Праге и в Берлине, там тоже образцы нарочитой пропаганды, и цель ее напугать молодежь, чтобы, не дай бог, не возникло соблазна вернуться в ту жизнь.
Тогда в Праге, в списке музеев, я отметил для себя музей коммунизма. Это я должен был увидеть обязательно. Как современная власть запугивает своих граждан. У меня не было сомнений, что это антикоммунистическое предприятие. В аннотации говорилось, что это важнейший музей для чешского народа и его посещают все чехи, и школьники ходят туда на экскурсии. Я искал музей несколько часов, и несколько раз в отчаянье пытался получить помощь. Оказалось, что я единственный, кто знает в Праге о существовании такого музея. Музей действительно есть, я туда попал, и оказалось, что там еще несколько посетителей. Экспозиция такая, как я и ожидал. Фотографии времен войны, портреты Маркса, Энгельса, Ленина и нескольких чехословацких коммунистических лидеров. Кинохроника на телеэкранах. Большой раздел о 68 годе. Там показаны разные промышленные достижения времен социализма, бытовая техника, одежда, спортивный принадлежности, наш любимый красный мотоцикл «Ява». Все это вполне приличное, мы этим пользовались, и все нам нравилось. Жили они вполне не плохо. Если там показать кадры из фильмов «Рим – великий город» или «Похитители велосипедов», то это будет точно пропаганда коммунизма, по сравнению с тем как жили чехи, ужас итальянского капитализма пугает гораздо больше. Антикоммунизм чувствуется в текстах на чешском языке, которые сопровождают экспонаты. Многое можно понять, а тональность чувствуется. Основная часть музея это экраны, на которых говорят простые жители, которым за 60 лет, как они плохо жили. Одновременно идет десяток таких бесед, языка не знаю, но и так все понятно.
Сталинский подарок
Настоящая 34-х этажная высотка стоит в Варшаве. Я несколько раз видел ее фотографии и обычно такие комментарии - как это ужасно, безвкусно, бездарно и т.п. А я люблю сталинские высотки, для меня это красиво, грандиозно, монументально. Я давно знаю, что у меня мещанский вкус и несколько лет пытаюсь написать размышления об этом.
Такие значащие здания-это вехи истории, это пирамиды наших дней. Говорят очень дорого, лучше бы настроили пятиэтажек для людей. Трудно возразить, но, если строились бы только пятиэтажки, жизнь была бы унылой как эти пятиэтажки, туризм потерял бы смысл. Люди, может быть, не каждый день об этом задумываются, но величие городов очень поднимает самосознание и патриотизм. А наслаждение видами красивого города? Ради этого едут в Париж, в Барселону, в Москву. Говорят, что величие города - это способ утверждения власти, согласен, так оно и есть, ну а как иначе?
Интересно сколько в современных деньгах стоили эти здания? Но Сталин, отняв у Советского народа, у атомного и ракетного проекта эти деньги, утвердил этим зданием власть СССР в Польше.
Поляки не стали сносить это здание, хотя относятся к нему по-прежнему плохо. Тем не менее, здание содержат в отличном состоянии, там, как и раньше, дворец науки культуры. Думаю, что содержать такое здание очень дорого, но они хорошо относятся к своей столице, все поддерживают в хорошем состоянии. Я с содроганием вспоминаю здание МГУ в середине 90-х годов – полный развал и упадок, все в аварийном состоянии, скульптуры на 24 этаже с глубокими трещинами и отваленными руками и головами. Надеюсь, сейчас все отремонтировали.
Я воспользовался возможностью посмотреть на Варшаву со смотровой площадки на 30-м этаже. Погода была прекрасная и я полюбовался видами на все 4 стороны.
Варшава
Вокруг этой сталинской высотки выросли современные небоскребы, даже те, которые вычурной формы, все равно менее выразительны, чем этот старый сталинский подарок.
Все эти новые здания создают в совокупности современный городской вид, похожий на «Москва сити» или Лондонский «Кенари Варф».
Варшава очень красива, именно в той части, где она была отстроена при социализме.
От довоенной Варшавы мало что осталось, а сейчас широкие улицы, красивые дома, просторные площади. Из всех городов, которые я видел похож на Варшаву только Минск.
Все же интересно посмотреть старый город.
Старый город-это подвиг варшавских строителей, архитекторов, реставраторов. После войны этот старый город отстроили заново он чистенький, но выглядит он вполне старинно.
Грюнвальдская битва
От оперного театра, прошел через Саксонский сад. Во время дождя это очень романтическое место.
Карта показывала, что рядом «Национальный музей», он действительно оказался недалеко.
Красивый вход, красивая лестница,
а дальше, так называемое, "современное искусство". Совершенно неинтересные абстрактные работы, живопись и какие-то тканые полотна, в общем, мне хватило 5 минут. Я стал спрашивать, где же польские художники? В ответ мне показали на карте и «Народный музей». Сквозь дождь, я уже изрядно усталый и промокший добрался туда.
Да это было то, что я искал. Очень интересно посмотреть настоящее польское искусство.
Много интересных картин, в том числе мой любимый Генрих Семирадский. Невозможно оторвать взгляд от прекрасных женских тел на его картинах. Семирадский великий профессионал, который не пошел по модной дороге импрессионизма и остался верен великим достижениям классической живописи.
В конце анфилады я увидел то, что искал, «Грюнвальдская битва» Яна Матейки. Собственно через анфиладу виден фрагмент, размером с дверь, и открывается это грандиозное полотно, когда входишь в этот последний зал.
Картина 10 на 5 метров и зал для нее маловат, целиком взгляд картину не ухватывает, надо стоять еще метров на 5 дальше, тогда может быть можно увидеть все целиком.
Я впервые увидел эту картину еще в молодости на развороте «Огонька», Она показалась мне настолько интересной, что я долго рассматривал ее в деталях, и тогда отложилось желание увидеть своими глазами это грандиозное полотно.
История рождает интерес к картинам, а картины помогают изучать и понимать историю.
Вообще, почти вся польская живопись несет вековечную обиду и надежду на свободу (Еще Полска не згинула).
Самая значительная картина Яна Матейко- это как польская элита принимает крах государства.
Рейтан. Упадок Польши
Надо было в Краков поехать в понедельник, а воскресенье, когда музей был открыт, можно было сходить еще раз и найти залы предвоенной живописи времен Пилсудского, но, к сожалению, я так не сделал и поэтому так и не увидел самого интересного.
|