Поэты перестали быть кумирами
Мы верили в преимущество нашей системы, которая создала космические технологии. Мы владели самым мощным оружием, строили огромные заводы и электростанции, но жизнь оставалась трудной и бедной. Газетные идеалы и довольно твердая мораль общества, стала давать трещины и потребность вырваться из бедности стала превалировать в умах. Чем поддерживалась мораль? Цензурой и самоцензурой, литература, кино, газеты, все, что формировало представление о плохом и хорошем, было направлено на воспитание советского человека с высоким уровнем общественной и личной морали. Школа, с самого детства воспитывала детей и в духе коллективизма, социалистического патриотизма, и веры в светлые идеалы будущего. Советские писатели, которые, в основном, заполняли полки библиотек и магазинов, не писали и не думали писать ничего, что вызвать какие - то моральные колебания.
С семидесятых годов, после проигрыша гонки в космосе, высадке американцев на луну, постепенно пропали патриотические идеи нашего лидерства. Поэты перестали быть нашими кумирами. Фильмы «Июльский дождь», «О любви» уже были не нужны.
Стало ясно, что упорным трудом, можно было заработать грамоты, и попасть на доску почета, но хотелось богато одеть жену, купить дорогую мебель, ковры, хрусталь, и, на конец, машину, а на это нужны были деньги. Заработать в условиях социализма, больше, чем зарабатывают другие, было невозможно. Конечно, зарплаты не были одинаковы, но, даже с большой зарплатой (200 – 250 рублей), желаемый материальный уровень достигался накоплением, только к зрелому возрасту.
Социалистическая мораль, разрушалась очень быстро. Уважали тех, кто был богат, кто мог сделать деньги, значительно превышающие зарплату.
Умные организовывали подпольное производство (цеха). А те, кто послабее, шли в торговлю и «садились» на дефицит. Заведующий продовольственной базой был уважаемый человек. Начальник ОРСА Машиностроительного завода не только сидел за одним столом с директором, но и имел большее влияние.
Те, кто поглупее и попроще (инженеры), сидели год за своими кульманами (чертежные доски), а в отпуск ехали на север – на шабашку, где заказчики разными способами могли заплатить за месяц 1000 и больше рублей.
Кумирами студенческой столичной молодежи становились фарцовщики, и те, кто мог купить у иностранцев одежду. Попавшие в этот бизнес, имели хорошие деньги, и жили по сравнению с остальной молодежью, вполне обеспечено. Милиция их больше пугала, чем трогала. Жуткий рассказ о Рокотове и Фэйбышенко, стал легендой, и в нее не очень, верили.
Такая общественная ситуация, разрушала остатки социалистической морали. Прежние газетные идеалы безнадежно устарели вместе с ветеранами революции.
Буржуазная мораль внедрилась в умы и вытеснила остатки социалистического воспитания. Мы должны быть свободны, зарабатывать деньги и жить так же как на западе.
Рождественский, Вознесенский, Евтушенко, Аксенов, Эрнест Неизвестный, Высоцкий.
Герои фильма «Тайная страсть». Моральные лидеры и литературные кумиры шестидесятых.
Все они великие люди – коллективный Пушкин 20 века. Они сыграли самую важную роль в Советской культуре последней эпохи. Как они влияли на умы нас – школьников -
- «Уберите Ленина с денег», «Казанскй университет» и «Братская ГЭС» и т. п.
Потом мы узнали, что они сыграли такую же важную роль в разложении советского общества. Они показали, как надо думать и как надо жить. Все, что было у нас, было плохо, а хорошо и правильно было там, на западе. Аксенов и Бродский уехали туда, Венечка Ерофеев остался помирать от пьянства здесь. Их противостояние с Советской системой было жестким и никаких шансов системе они не оставляли.
Теперь они окружены ореолом жертв системы. На Эрнеста Неизвестного наорал Хрущев. Все, что они издавали, подвергалось цензуре, Высоцкого страшно зажимали.
Ерофеева не печатали.
А что если бы, КГБ не знало о них, и ни кто, из власть имущих, не обращал на них внимания.
Ну, писали бы они лирику и отвлеченные размышления. Смогли бы они стать лидерами молодежи и интеллигенции? Думаю, что нашлись бы другие, которые встали бы в жесткое противостояние с системой. Только критическая позиция к системе может сделать художественную фигуру значимой.
Система это понимала и для того, чтобы снизить их общественную значимость, не столько мешала, сколько помогала, а они, скорее всего, боялись это признать.
Была у них всесоюзная известность – была (собирали стадионы). Их печатали? – Печатали, такими тиражами, что сейчас, в эпоху, о которой они мечтали и за которую боролись, никто про такие тиражи и не слышал. Евтушенко жив, кто его читает, и кто его знает?
А Высоцкий – безусловно, гений, он страдал от системы? У него был Мерседес – абсолютно недостижимая мечта для любого советского человека, роли в самом популярном московском театре, приглашений на концерты больше, чем он мог дать. Пластинки с оркестрами, огромными тиражами. Поездки во Францию, жена Марина Влади (Богиня), и, самое главное, народная любовь - в каждом доме записи с его песнями. Высоцкому было очень трудно возмущаться системой и быть несчастным, но он был несчастлив, иначе не появился бы «Нерв» и лучшие его песни.
Борьба с системой нужна была им всем, именно в этой борьбе они и создали свои лучшие произведения.
Сейчас – интернет, потоки информации, они даже мечтать об этом не могли. Но оказалось, что именно это убило поэзию и ее влияние на умы. Где сейчас поэты, где стихи, которые знают и читают? Я, кроме, Дмитрия Быкова никого не знаю, те, кого иногда слышу по «Культуре», читают нудные новаторские стихи, написанные вопреки рифме, видимо, с глубоким содержанием. Понять и получить удовольствие от таких стихов, могут только сами поэты.
Дмитрий Быков опоздал родиться, его едкие антипутинские стихи, очень остроумные и веселые. Но пока, они никак не повлияли на авторитет Путина. Думаю, что никто Быкова не преследует, хотя на телевидение он не вхож. Шансов стать великим несчастным поэтом у него нет. Умница и властитель дум Шиндерович, пишет хорошую прозу, и очень хочет говорить гадости власти. Власть этого заслуживает и позиция Шиндеровича очень полезна, но мне кажется, что его тоже не преследуют. В отсутствии политической оппозиции, нужна литературная и они лидеры этой оппозиции. Оппозиция власти - единственная возможная позиция литератора. Романы и стихи, прославляющие власть, возможно, есть, ведь мы живем в империи. Влияние литературы стало ничтожно, читают мало и на сознание больше влияет интернет и телевизор, радио в машине. То, что говорит Шиндерович в «Особом мнении», важнее его прозы.
|