Посмотрел фильм «Довлатов»
Я уже забыл, что такое хорошее кино. Последние годы я посмотрел довольно много интересных фильмов, хорошее кино и интересное кино - не одно и тоже. Интересное кино бывает средним и даже плохим, а хорошее кино обязательно интересно. Сергей Довлатов не самый главный писатель в моей жизни, но я с удовольствием читал его, от души смеялся и грустил над его книгами. Его не печатали и, видимо, упрекали в «мелкотемье», чтобы печататься тогда, нужно было писать «Братскую ГЭС» или «Казанский университет», Евтушенко делал правильно. Книги Довлатова нельзя оставить, не дочитав, а через мои руки прошло много книг, которые так и остались недочитанными. Последний раз я читал его лет 10 назад и теперь постараюсь прочитать что-то еще, или перечитать, то, что подзабылось.
Недавно по телевизору я смотрел большой фильм, который поставила автор замечательных документальных фильмов о писателях Елена Якович. Я узнал много о Довлатове, и тогда еще захотел перечитать, но не сложилось.
Сейчас этот интерес вспыхнул вновь.
Этот фильм я смотрел, восхищаясь каждым кадром. Чувство погружения не возникло, я все-таки смотрел со стороны, но это потому, что я сам был далек от этой среды, с литературной богемой у меня контактов не было. Тем не менее, я поверил в каждый кадр и в каждого героя.
Я подумал, что Алексей Герман старший, был бы доволен работой сына, если считал, что сын должен стать продолжателем его киноязыка. Алексей Герман младший прав, в том, что продолжает снимать в манере отца. Придумать что-то свое и делать средние и фильмы, гораздо хуже, чем делать хорошее кино, использую великолепные приемы своего отца. Тем более, что никто, как мне кажется, и не осмелится продолжить дело Германа старшего. По «Культуре» я часто смотрю артхаусное кино - вроде хорошие фильмы, но все, что я смотрел, можно было и не смотреть. Такой фильм как «Довлатов», можно снять только в России и только для нас. Я не понял, почему его оценили в Германии и в Польше, что они в этом понимают?
Как обычно, в современных фильмах про время моей молодости, я пытаюсь найти моменты, чтобы упрекнуть авторов в том, что «это» было не так, «то» не так, не такие автомобили, не такая мебель. Здесь придраться было не к чему, все, как и у Германа старшего идеально - обстановка того времени, люди, отношения, лица, все очень похоже. Великолепные, очень естественные диалоги.
Прекрасный актер сыграл Бродского, удивительно похож, а голос и манера читать стихи абсолютно точная. Я подумал, что это вставки реально записанного голоса Бродского.
Сюжет обычный для жизнеописания писателя, художника, композитора. Другого сюжета не может быть. Никто не станет снимать фильм о счастливом писателе или художнике, кто ж его пойдет смотреть. Все жизнеописания творческих личностей – драмы или трагедии. Люди, которым посчастливилось прожить легкую жизнь, не стали великими писателями, и никакого интереса не представляют. Очень похожий сюжет фильма «Модильяни» с Жераром Филиппом, Ван Гог, Тарас Шевченко, Достоевский, да и вообще, все фильмы о таких людях очень похожи. Только на такой сюжет можно снять заурядный фильм, а можно снять такой шедевр как этот.
Талант может реализоваться только в противостоянии с давлением жизни. Если бы Довлатова стали издавать в те годы, то он исчез бы во мраке истории, как все 10000 членов союза писателей, которых тогда издавали. Даже у великого Максима Горького, которого издавали миллионными тиражами, жизнь была трагической. Хэмингуэя издавали, но он все равно, покончил с собой.
Надо почитать, как сложилась жизнь Оскара Уальда и Бернарда Шоу, возможно, они исключение из правила.
|