Сайт Георгия Таненгольца                                                    Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход | RSS

Категории раздела

Размышления и воспоминания
Новейшая история и экономика моими глазами
Статьи и мысли умных людей
Если все за, то я против
Прошу слова в теледебатах
О религии и вере
Поездки, концерты, выставки, кино
Заметки по истории
Читаю и слушаю
Общество и политика
Политика и общество
Культура и общество
Удивительная техника

Статистика

Каталог статей

Главная » » Мои статьи » Поездки, концерты, выставки, кино

Куда дели Эль Греко, часть 2

Куда дели Эль Греко

Толедо - сплошной новодел для туристов, но мне это нравится, все чисто, красиво и фантазия легко переносит в 16 век, мешают только толпы других туристов. Они имеют право хотеть, чтобы меня не было в Толедо так же, как и я хотел бы, чтобы их не было, но мы все вместе приезжаем туда и создаем толпу. Нет ни ослика, ни рыцаря, только современная молодежь. Узкие улочки напоминают старый Иерусалим, где я был неприятно удивлен, тем, что все святые места и каждая улочка забиты торговцами, и здесь тоже торгуют всяким хламом.

Толедо очень красив со стороны. Когда от вокзала подходишь к старому городу, то открывается грандиозный вид на замок Алькасар, это также величественно как Парфенон.

Мы поднялись по крутой лестнице, сфотографировали красивый вид на мост и на реку. На входе в город первый музей - «Санта-Крус»

Там довольно много интересных вещей – живопись, иконы, прикладное искусство, но главное конечно – обещанный Эль Греко. Шесть прекрасных полотен, Все я видел впервые, и хотелось внимательно рассмотреть и попытаться понять. Подойти можно совсем вплотную и рассмотреть детали. Удивительна была чистота и свежесть картин. Я задал служительнице прямой вопрос – Это действительно подлинники Эль Греко или, все же, современные копии. «Да, конечно – это Эль Греко. Просто он пользовался специальным лаком, поэтому картины выглядят так хорошо.

Я вернулся в своих мыслях к картине в Прадо, которая произвела на меня сильное впечатление. В музеях всегда есть картины, которые выделяются и удерживают зрителя дольше чем другие, такие картины остаются в памяти с первого посещения музея. Я люблю картины с жизненным сюжетом, картины о конкретных проблемах людей и картины о проблемах общественных. Сценки, которые раскрывают характеры, и заставляют сопереживать. Я имею ввиду жанровую живопись, мне, правда, не понятно, почему такая живопись называется «жанровой». Любая картина относится к какому – нибудь жанру. Я предлагаю определение – картины с «жизненными сюжетами». Это картины, содержание которых можно рассказать.

Одной из самых запомнившихся картин в Прадо оказалась картина «Кузница Вулкана» http://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-diego-velaskesa-kuznica-vulkana/. Она видна далеко через анфиладу и непонятно сразу, в зале какого художника. Я пошел к ней уверенный, что это работа 19 века, и удивился, что это Веласкес и картина написана в начале семнадцатого века, когда все итальянцы и испанцы, еще писали картины на библейские и евангельские сюжеты. Картина мифологическая, герои этой картины тоже боги, но античные, и если бы не ореол вокруг головы Аполло, то это картина о вполне обычных людях, и обычных, для людей, переживаниях. Обстановка кузницы написана совершенно реалистично, подмастерья Вулкана – самые обычные кузнецы. Прекрасная картина и она, конечно, запечатлелась в памяти.

Вечером того же дня, мы зашли в ресторан поужинать. Обычный уличный ресторан в сторонке от туристических потоков. К моему удовольствию, на стене ресторана висит эта самая картина – копия чуть меньшего размера. Когда мы уходили, подошел близко, чтобы посмотреть структуру поверхности, убедился, что это живопись на полотне.

И вот теперь, рассматривая полотна Эль Греко, я увидел точно такую же структуру – полотно на котором тончайший слой краски, и мне закралась мысль -не отпринтовано ли это на современном плоттере, которые печатают рекламные баннеры с любым разрешением. Мне казалось, что на настоящих старинных полотнах, написанных маслом, как обычно, должны быть заметные мазки и такие места, которые блестят от слоя краски, За четыреста лет на любой краске, появятся трещинки, и при реставрации их не слишком скрывают. Ничего подобного на этих полотнах не видно.

Нужны ли мне оригиналы? В некоторых случаях нужны, например картонный Парфенон или глиняные пирамиды, меня не устроят. Интересно потрогать настоящие. Точная копия картины, которую я не отличу от оригинала, меня устроит, только не надо говорить, что это оригинал. Хорошая копия, мне кажется, делает честь ее автору. И, все же, что-то меня задело, действительно это оригиналы, как утверждают путеводители и музейные работники? Если копии, то, почему даже я, человек очень далекий от уровня эксперта, чувствую, что это копии. А где оригиналы? Сомнения мои не рассеялись. Я совершенно не настаиваю на своей правоте, если я ошибаюсь, специалист легко меня убедит.

Путеводитель уверенно заявляет, что в церкви Сан Томе находится оригинал самой известной картины Эль Греко «Погребение графа Оргаса». Я знаю эту картину с детства, мне кажется, я видел ее в желтой Детской энциклопедии, которую очень любил, и часто пролистывал все тома. Я не особенно понимал, почему это шедевр, но память эту картину держала. Очень хотелось взглянуть, какая она на самом деле. В церкви Сан Томе толпа народу, протиснуться трудно, но к парапету я, все-таки пролез. До картины метра три, ближе не подойти. Картина впечатляет, возвышенность, трагическое настроение, характеры. Но я уже хочу знать подлинник это или нет? Свежесть краски, ровная матовая поверхность, отсутствие бликов, делает ее похожей на те картины, которые я рассматривал с расстояния 40 см, музее «Санта-Крус».

В последний день, понимая, что жизнь вряд ли приведет меня в Мадрид еще раз, решил снова сходить а «Прадо». На этот раз мы были ближе к вечеру, очереди в музей уже не было, хотя музей был полон посетителей.

Как важно увидеть или услышать снова. Побывать в музее один раз это просто заложить базу для последующих посещений. Именно второй и последующие походы в музей – это настоящие походы, в которых начинаешь понимать то, что видишь и получать удовольствие. Незадолго до поездки в Мадрид, я сходил в Третьяковку, по моим воспоминаниям, я был там в седьмой раз. Я сам удивился тому, как хорошо я знаю Третьяковку. В каждом зале я узнаю картины, которые висели там всегда, и проходя в следующие залы предвкушал удовольствие, от встречи с любимыми картинами. Конечно, каждый раз есть новые впечатления и новые предпочтения, а под час, и разочарования. Третьяковка не может похвастаться живописью 16 – 17 века, но 19 век в Третьяковке лучше, чем в Прадо, даже не смотря на то, что там есть великий Гойя. «Явление Христа народу» ругают все – это хороший тон и лучший способ показать тонкое понимание живописи. Гениальное полотно, и равной картины 19 века в Прадо нет.

Именно второй поход в Прадо зафиксировал в моей памяти, те картины, которые понравились в первый раз. Я не тратил время на те картины, которые оставили меня равнодушным, зато в памяти остались ячейки, для тех которые оказались значимыми. Больше всего времени провел в залах ранних голландцев. Это светлый колоритный Босх и другие работы, еще до того как стало модно писать темные картины, на которых почти ничего не видно. (Потом я узнал, что темные картины - это просто нерасчищтенные)

Во мне зудила подспудная цель, посмотреть близко подлинники Эль Греко. Я много времени провел, у «Крещения», «Вознесения» и остальных его картин. Есть следы мазков, разнослойность (не все же сделано лессировкой), трещинки в краске и блики от гладкого масляного слоя. На тех картинах, в которых я засомневался, ничего подобного нет.

Не знаю почему, но мне пришла в голову аналогия. В Тель – Авиве мы гуляли по возрожденному римскому ипподрому. Масштабное прекрасно отреставрированное сооружение. Женщина, которая нас сопровождала, рассказывала, какие древние камни перед нашими глазами. А вон там, рядом поселок и кибуц, в котором эти камни делают.

Категория: Поездки, концерты, выставки, кино | Добавил: geta1 (13.05.2017)
Просмотров: 818 | Теги: Толедо, Мадрид, Эль Греко, Третьяковку, Веласкес, картина, Прадо | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Все проекты компании