27.02. 2008 г
Посмотрел два фильма – позавчера «Исчезнувшая империя», вчера «Мы из будущего» Просто шок после просмотра последнего фильма, я вышел слегка ошеломленный. Но, сначала «Исчезнувшая империя» В фильме ребята чуть моложе меня. Я в это время уже кончил институт и служил в армии. Но многое было понятно. Этих ребят – детей Московской богемы и номенклатуры я видел скорее со стороны, чем знал их, хотя и много крутился в центре. Но эти наблюдения контакты с ними дали мне возможность оценить, такими они были или нет. Конечно, Шахназаров снимал фильм о своих ребятах, о том, что видел и чувствовал сам. Фильм скучный, интриги нет, а плавное течение жизни, не занимает даже меня, хотя я должен был восхищаться тем, что мне предложили возможность побывать в своей молодости. Что правда? Правда в одежде, прическах, обстановке. Грязные дома и конечно плакаты, оформление, лозунги, которых сейчас уже не осталось, хотя несколько лет назад еще были последние монументальные полотна на домах. Место, где шла торговля дисками, я не узнал, и было ли такое место, надо спросить у ребят. Похоже на Ленинские горы. Мало вероятно, что такой парень как Сергей, покупая диск "Roling souns”, не посмотрел сам диск и наклейку на нем. Фирменный диск всегда смотрели тщательно, и узнать, что это наш диск было довольно легко, тем более, что качественно переклеить наклейку на диск было просто нереально. Мало вероятно, что на толчке могли подсунуть диск, в расчете на лоха. Я не помню таких случаев, чтобы подсовывали другой диск в конверт. Приличные новые джинсы в Москве в 74-м стоили уже 100 и больше, а не 70 рублей. В этом смысле более правдив момент, когда за куртку человек готов был везти клиента за 200 км по пустыне. Сцена на лекции, когда они занимаются любовью, скорее легенда, которую студенты рассказывали, как буд - то были очевидцами, но, скорее всего, это обычное студенческое вранье. Такой смелый раскованный, неглупый парень должен был иметь большой круг общения, вокруг таких ребят вьется много ребят по проще, которые ищут лидера, а здесь фактически только Степан (имя совершенно нереальное, думаю, что в Москве в этом поколении не было ни одного Степана) Сцена на дискотеке сделана хорошо. Травка в 74-м настолько элитарное развлечение, что показывает полную уникальность и высокий полет этих ребят. Решительный отказ Степана – здесь я узнаю себя. И вообще Степан во всех сценах и во всем мне симпатичен Сергей, обычный повеса и бездельник, совершенно правдивый типаж. То, что поездка в город ветров была моральным очищением, совершено надуманно и большинство таких ребят плохо кончили. Правда в последних фразах фильма, которые были сказаны про Костю. Прекрасная сцена в Хорезме, точно передана обстановка, люди машины, отношения. Я был тогда в средней Азии, все так и было. Лучшая сцена, пожалуй, очередь за пивом, все правда – попытка прорваться без очереди, фиаско, стояние в конце и конечно то, что должно было произойти обязательно - пиво кончилось. Современной молодежи это совершенно не понятно, как это? пиво кончилось. Общее ощущение, что фильм пустой, или то, что раньше называли мелкотемье. Молодежь начала века – это «Как закалялась сталь», молодежь тридцатых годов это «Вратарь» и «Сердца четырех». Молодежь сороковых это «Молодая гвардия», в пятидесятые годы, не могу вспомнить мировоззренческого молодежного фильма, В шестидесятые – самый значительный фильм о молодежи – «Мне 20 лет». В семидесятые такого фильма уже не было, не было и потом. И вот появился фильм «Исчезнувшая империя только сейчас, когда это поколение сошло с подмостков истории и само стало историей. Все -таки интересно сравнить фильм «Мне 20 лет» и «Исчезнувшая империя». к сожалению они сняты в разное время, то есть «Мне 20 лет» снят во время, а «Исчезнувшая империя» должна была быть снята тогда в 75м и под другим названием. Молодежь шестидесятых из «Мне 20 лет» искала ответы на вопросы как жить и кто они. Поиски сомоосознания, осознания времени, в которое живешь и есть духовность. То, что они жили и интересовались окружающим миром, искали себя в этом мире, было правдой, я помню это. Они ходили на концерты в политехнический музей, смотрели и обсуждали серьезное кино, ходили в театр на таганке, слушали Галича. В начале шестидесятых не все было ясно, например Гусев из «9 дней одного года» верит в коммунизм, думаю, что Ромм искренне вставил эту фразу, и тех, кто в 62 -м смотрел этот фильм, слова Гусева не покоробили. Космос, стройки, Сибирь, все это вдохновляло и казалось, лучшее будущее вот оно, рядом, и правы, конечно, мы, а не те, кто там на западе пытается нас остановить. Может быть мне это кажется, но те, кто работал тогда на заводах, в науке, были именно такими. Это была цивилизованная часть населения (огромная страна жила во мраке невежества, как, впрочем, и сейчас). В Москве и Ленинграде были стиляги, которые поняли раньше, что там лучше и у нас нет будущего, но их было критически мало. Что их отличало – бездуховность, их интересовали только деньги и клоуз, все разговоры сводились только к этому, все дела были посвящены только этому. Это уже мое время, когда, в конце шестидесятых, пришло мое поколение, мы не верили в то, во что верил Гусев, и стиляги фарцовщики вышли на первый план и стали лидерами молодежи. Когда я ездил в Гурзуф, где проводил все каникулы, там не было ребят, которых показывали в фильме «Иду на грозу», они остались в далеких пятидесятых. Красивая, яркая, модная гурзуфская молодежь верила во что угодно, но уже не в коммунизм, интересы, в основном, были сосредоточены вокруг «Чайника», где продавали дешевый портвейн и иногда привозили пиво. Кто был лидером и объектом зависти, тот, у кого были более крутые джинсы. Я сам был такой и хорошо прочувствовал то, что джинсы были билетом в счастливую жизнь. Ребята из фильма «Исчезнувшая империя» и есть то самое поколение. Прочему фильм не интересен, потому, что неинтересное поколение, не о чем снимать фильм. Я помню много сцен из той молодежной жизни, яркой, шумной, в общем счастливой, но все это было времяпровождение. Разговор помню только один. Мои друзья из Киева – молодая семейная пара, и нам было о чем поговорить. Они как - то сказали, что есть тут очень интересный парень, который отлично поет и играет на гитаре и у него есть неплохой роковый репертуар, можно договориться и посидеть вечером вместе. Я отшился от своей компании, и мы сидели вечером на лавочке, под грибками, перед санаторием, который был на возвышении между коктейль-холлом и лагерем «Спутник», не помню, как более точно обозначить это место. Парень был с гитарой, хорошо пел, и мы прошлись по самому яркому репертуару шестидесятых, вспомнили все значимые группы, но пение постепенно перешло в разговоры. Оказалось наш новый приятель, прекрасный полемист и умница, много знает и смело судит о многих вещах, диалоги сменились его монологами, это было естественно, он на голову был умнее нас. Я многое вынес из этого ночного общения и кое-что помню из того, что он говорил и сейчас. Несколько раз встречались и потом, но такой вечер уже не повторился, К сожалению, я потратил время на свидания и пустое общение с какими то оболтусами. Когда в 92 году отмечалось 20 – летие «Машины времени», я вдруг увидел на экране телевизора этого парня, в той одежде, с той прической и манерами, и только тогда до меня дошло, что это был Андрей Макаревич. Конечно, я его знал как звезду все последующие годы и был на концертах, но когда я увидел его на концерте в 80-году, ни каких ассоциаций у меня не возникло. Тогда - летом 71- го еще не было «Машины времени», а был 18 летний первокурсник архитектурного института. Он был тем, кто очень много сделал для своего поколения, для станы в целом, сформировав целый пласт интеллигенции, и целое направление в нашей культуре, но таких единицы. Что можно было изменить в фильме, чтобы сделать его более правдивым, а может быть и более интересным. Проявить гораздо больший интерес к рок музыке и показать, что новый диск "Roling souns” это гораздо более важно. Музыка не была фоном как сейчас. Молодежь сейчас слушает музыку и не знает, кто исполняет, не замечает конца одной песни и начала другой не понимает, что значит наслаждение от великой музыки, не знает что такое кайф от повторного прослушивания, от ожидания послушать любимую вещь. Тогда все это было. Музыку понимали, в ней разбирались, ее обсуждали, советовали послушать, прослушивали вместе, и это было важно. В фильме явно не хватает погони за одеждой, важности ее приобретения и совсем нет разговоров о ней, а это очень характерная черта времени. В фильме нет мечты побывать в Англии, и нет разговоров о том, как там и почему туда хочется. В фильме нет хиппи, а они еще играли большую роль в жизни центровой молодежи.
|