Давно ни о чем не писал. Уж очень однообразная жизнь. Все комфортно, замечательно, уютно, на работе все нормально и по-прежнему интересно, но однообразно. Дни похожи один на другой и это как раз тот случай, когда живешь сегодняшним днем, и вспомнить будет нечего. Это и есть жизнь в зоне комфорта и, как говорят современные психологи, из этой зоны надо выйти.
Дочка почти пол- года была у нас. Счастливое время, интернет позволяет работать из дома, она пересидела здесь весь английский локдаун. Нам с ней было интересно, хотя она была очень занята, много работала, но в свободное время мы общались, ходили в домашнюю сауну, играли в настольный теннис, в пляжный теннис во дворе. Я снова поставил баскетбольное кольцо на стенке гаража, и мы с удовольствием бросали мяч. Но пришло время, она уехала, и я снова один, Лида, к сожалению, не партнер в играх.
Спать к старости я стал меньше (говорят так у всех стариков) но вполне высыпаюсь. Проснулся рано, лежал и копался в своем настроении, чувствовал, что муторно. Надо выбираться подумал я, и решил, что пора поехать в Москву.
Страхи заболеть ковидом прошли еще зимой, сразу после вакцинации, на которую я явился 6 января, когда она была объявлена. К лету стало ясно, что с общей вакцинацией в нашей стране совсем плохо. В нормальных странах вакцинировалась большая часть населения. Получается, что процент вакцинированных людей точно показывает уровень цивилизованности.
Короче, я смело поехал в Москву. Автобус привез меня на «Партизанскую». Была еще первая половина дня и концерты исключались, поэтому без особой фантазии я собирался в Третьяковку на Крымском валу, но в метро мой взгляд выловил на схеме метро короткое слово ВДНХ. Вот куда я поеду, я не был там 20 лет.
На ВДНХ советского времени было много интересного. Я вспоминаю, что никогда не заходил в павильоны республик, почему-то туда не влекло, но отраслевые павильоны были интересны и туда я ходил. Мне было любопытны и промышленные и сельскохозяйственные экспозиции. В начале 70-х открылся павильон «Космос», там можно было увидеть настоящие космические аппараты, тогда это было очень интересно. Всегда заходил павильон «Радиотехника». У нас в стране была вполне приличная радиоаппаратура: приемники, магнитофоны, акустика, усилители. Мы, правда, с особым любопытством ходили в комиссионку на Садовом кольце, где был большой отдел радиотехники, которую везли наши избранные - выездные за границу. Там стояли разнокалиберные "Интернационили", "Сони", "Шарпы" и т. п. Нам казалось, что это супер аппаратура, но почти никто из моих друзей никогда не слышали, как она звучала.
Последний раз я был на ВДНХ с Подкопаевым. Он созрел купить себе новый музыкальный центр, до этого у него все еще работала та самая легендарная «Эстония», под которую мы в молодости провели много приятных вечеров. Он пригласил меня поехать пообщаться, развеяться и посоветоваться с выбором.
Тогда все очень быстро менялось, это был 1999 год. Какая предлагалась аппаратура, какие характеристики и цены были приемлемы, мы не очень знали. Выбрали какой-то средненький аппарат, который красиво мигал лампочками и вроде прилично звучал.
Я потом тоже купил себе похожий центр, он до сих пор стоит передо мной, напоминая, о том, что если хочешь хорошую вещь, не спеши, надо тщательно выбирать и не жалеть денег.
На ВДНХ того времени, был гигантский рынок, часть павильонов были просто зарыты и заброшены, а в других были огромные развалы барахла. Считалось, что аппаратуру там можно купить подешевле. Обстановка была оживленная, народу много, но было грустно, примитивный рынок уничтожил возвышенный дух ВДНХ.
На ВДНХ больше не тянуло. В последние годы стали проскальзывать сообщения о капитальном ремонте и возрождении.
И вот теперь все совпало: свободное время, желание отдохнуть и набраться новых впечатлений, ВДНХ показалась наиболее подходящим местом.
Ни торговля и развлечения меня не интересовали, я решил просто гулять и рассматривать архитектуру. Никогда раньше я не акцентировал внимания на великолепии этих зданий и пространств.
Огромная входная арка, она подавляет своим величием, представляю, какое она производила впечатление в конце 30-х годов, когда сравнимых по масштабам сооружений было очень мало.
Я подумал что, «Рабочего и колхозницу» можно было бы поставить на этой же линии пред аркой, по-моему, более точное место для монумента.
Дальше главный павильон «Советский союз» с Лениным впереди, очень помпезное зрелище. Сам павильон грандиозный, красивый и пропорциональный. Но, важнее – это огромное пространство перед ним-эти триста или четыреста метров создают гигантскую площадь, с которой открывается великолепный вид на здание павильона.
Здания без пространства – ничто. (представим себе Храм Василия Блаженного без Красной площади, или Московский университет без смотровой площадки).
Понятно когда здание обычное уличное, оно, как правило, отдельно от улицы не воспринимается, другое дело монументальные, значащие, здания специальных форм, которое в улицу не вписывается. Это, например, все сталинские высотки, "Большой театр" и т. п. Такие здания требуют площадей. Шедевр Ле Карбюзье – здание бывшего ЦСУ, построенное в 30 – годы, на старой ул. Кирова, вообще терялось и о нем мало кто знал.
На ВДНХ, к счастью, места достаточно и все здания можно рассматривать в свободных пространствах.
Отличная летняя погода, выходной день. Народу множество. Кто все эти люди? В основном молодежь, молодые родители с детьми, но есть и старики, такие как я. Место всеобщего счастья, ни одного тусклого, унылого лица. Выставки и ярмарки это место, куда приходят только счастливые люди, свободные от жизненных тягот и мрачных переживаний. Попадая в такую обстановку, люди начинают впитывать настроение подъема и радости.
Пришла мысль, что может быть это и есть та страна будущего, о которой мечтали революционеры демократы 19-го века. Хотя, с другой стороны, они могли видеть такое же настроение всеобщего подъема и эйфории, например, на Всероссийской промышленной вставке в Нижнем Новгороде в 1896 году, куда приезжал молодой государь. Интереснейшее описание этого события у Горького в «Жизни Клима Самгина».
Почему бы не вернуться к первоначальной идее ВДНХ. Ну разбежались, престали быть единым Союзом, но экономические и культурные связи надо развивать. Каждая страна могла бы иметь постоянную выставку своих достижений, а сама выставка ВДНХ опять стала бы постоянно действующим центром контактов и взаимосвязей. Думаю, что павильоны достижений каждой страны из бывших республик были бы интересны и праздной публике тоже. Надо просто подарить павильоны тем странам, которые когда-то им принадлежали. Если бы сейчас там, в бывших павильонах, были магазины или клубы или рестораны, тогда понятно, их сложно выгнать, но они просто закрыты и все, есть только их внешний вид, и едва заметные надписи на фронтонах с именами республик.
Справедливости ради надо сказать, «Армения», «Азербайджан» и «Белоруссия» открыты, в «Армении» ресторан, в «Азербайджане» набор политических портретов, и насколько ковров. В «Белоруссии» обычная ярмарка ширпотреба, в общем, скучно. Все остальные павильоны республик зарыты. Грустно, что отношения так и не восстановились.
В одном из павильонов выставка, посвященная истории марки «Москвич». Давно ушедшая история неудач Советского автопрома.
Пошел дальше, к павильону "Космос", сел на лавочку возле ракеты и представил себе грандиозное зрелище запуска, проснулись какие-то далекие мечты из юности. Как быстро из фантастики и будущего все это превратилось в обветшалые музейные экспонаты.
В павильон «Космос» заходить не стал и пошел мимо него в ту зону, которая всегда была более пустынной. Вспомнил, что там подальше фонтан «Золотой колос», а за ним знаменитый ресторан с таким же названием.
Почему бы не пообедать. Я вспомнил вкусный запах советских ресторанов, нигде сейчас я не встречаю таких запахов, даже в Батуми, где теперь бываю каждый год. Как хотелось в студенческие годы пообедать в таком ресторане. Ну теперь-то я могу себе это позволить, подумал я, и направился туда где он был по моим воспоминаниям. Обошел озеро вокруг фонтана, на берегах много отдыхающих, люди сидят на лавочках и на траве, думаю, что в основном это москвичи, в отличие от той толпы, которая на главных площадях. Открытые кафе, почти все занято, ничего не боятся, ведь ясно, что начинается новая волна эпидемии.
Ресторана «Золотой колос», к сожалению нет. Фонтан восстановили, а ресторан нет. Стоит темная развалина, с узнаваемыми очертаниями. Молодежь, которая проходит мимо, скорее всего не знает, что здесь был знаменитый московский ресторан.
Обошел озеро по кругу и начался путь назад.
Проходил мимо одноэтажного здания слева от павильона «Космос» и увидел табличку «Вход в музей «ГОНа» с другой стороны». Что за «ГОН», неужели Гараж особого назначения, и тут же я увидел плакат, который подтвердил мою догадку. Вот это интересно, подумал я, и обойдя здание и вошел в музей.
Музей «членовозов», так в наше время называли огромные черные "Зилы", которые возили государственное начальство.
Вся история Гаража особого назначения, начиная с царских времен. Интересно с близи рассмотреть каждую машину, ведь они по-своему уникальны, выпускались единичными экземплярами.
Когда-то я бывал на Зиле и наивно спрашивал, можно посмотреть сборку правительственных "Зилов", в ответ прикладывали палец к губам и говорили, «Ты что, туда вообще никого не пускают». В общем, как и все в Советское время, связанное с высоким начальством, было недоступно и секретно. Помню, что в Горьком на заводе, мне показали из окна новую «Чайку» Газ 14. Потом я не уставал рассказывать, что видел ее своими глазами. Сейчас вспоминаю, что каким-то боком был причастен к разработке дублирующей системы зажигания для "Зилов". На них с целью повышения надежности, было продублировано все, что можно было продублировать, а уж систему зажигания надо было продублировать в первую очередь.
Шикарные правительственные автомобили всегда вызывали интерес, а это было время, когда вообще автомобили были еще интересны людям. Машины обступали, рассматривали, обсуждали.
Маленькое воспоминание. Орджоникидзе, 1962 год, лето. Мы играем в футбол на поляне около стадиона «Торпедо» напротив нашего дома. Вдруг прямо около нас останавливается ЗиС 110 – черный шикарный, сверкающий. Мы бросили футбол и помчались смотреть на эту машину. Около машины стоял маленького роста грузин в белой рубашке, и огромной кепке, которые тогда входили в моду. К нему подошел какой-то человек, и они стали разговаривать по-русски. Из разговора стало ясно, что это его частная машина. Мы, еще пацаны, но отлично понимали, что владеть такой машиной это необъяснимая роскошь, как такую машину могли продать частному лицу? Наша улица – это начало Военно-грузинской дороги. Черный ЗИЛ уехал именно в том направлении. Представляю, какой фурор он произвел в Тбилиси.
О гараже особого назначения я впервые услышал в студенческие годы, говорили, что он собственно в кремле, но где его техническая база толком ничего не известно. Некоторые не скрывали мечту работать там.
Мой знакомый, довольно сильно пьющий, работал на самосвале. Однажды он говорит мне «Я поступил в институт, во "ВТУЗ Зил». Ему было уже лет 30. Оказалось, что он много лет мечтает работать в "Гоне", а туда берут только с высшим образованием, и ради этого он пошел в институт. Не знаю, что его привлекало – близость к высокопоставленным пассажирам или возможность порулить на шикарных машинах. Спился он раньше, чем закончил институт.
В музее я подробнее всего рассматривал машины из царского гаража и Ленинский "Ролс – ройс". Интересно конечно было посмотреть все, что касается «Ауруса». На мой взгляд, вполне достойный автомобиль. Президент должен ездить на автомобиле своей страны, а не на Мерседесе, как Ельцин.
Эта экспозиция очень насытила мои впечатления, и я пошел домой с чувством, что хорошо и полезно провел день.
|