Эрудиция
Красное подчеркивание неправильно написанных слов и ответы на любые вопросы в интернете снижают уровень интеллекта.
Снижает ли технический прогресс уровень интеллекта и способность к познанию, способность к анализу и пониманию законов окружающего мира? Судя по ссылкам во всяких умных книжках, философы и литераторы античности предложили такую концепцию мира и систему знаний, которая по глубине не уступает современным представлениям. Какой великий вклад в познание природы и человека они внесли?
У них не было никакого инструментария, кроме циркуля и линейки. У них не было исторического опыта. Они еще не успели накопить прецедентов.
Пропуская эпохи, думаю о том, как сейчас могут размышлять, делать выводы, принимать решения - для этого нужен кругозор, то есть, картина мира на основе законов природы и понимания окружающей жизни, знание истории, культуры и искусства.
Кругозор - это систематизированная эрудиция.
Мне кажется, что моя эрудиция перестала прирастать с появлением компьютера и, тем более, интернета.
Я собирал библиотеку таким образом чтобы иметь ответы на любой вопрос который у меня возникает, это был долгий многолетний процесс. Я брал книги, открывал перелистывал, некоторые читал полностью. Чаще всего находил в книгах нужную справку.
Почему - то, этот процесс оставляет в памяти следы. Не особо напрягаясь, я запоминал очень многое, а когда лазил специально, в поисках ответа на вопрос, то память была уже раскрыта и поглощала много сопутствующей информации.
Пришёл интернет, и моя библиотека стала не нужна, я уже много лет не ищу там ответы на свои вопросы, все есть в интернете, память, однако, не хочет удерживать эту информацию, а, тем более, сопутствующую.
Получается, что моя эрудиция осталась на доинтернетном уровне.
Я не был эрудитом такого уровня, как некоторые умницы в «Своей игре» на НТВ, но в своём окружении, и у студентов, я считался эрудитом.
Для чего важна эрудиция, для того чтобы оценить важность рожденной мысли,
Светлая мысль, инженерная или гуманитарная, приходит не часто и не каждому, причём, мне кажется, это не зависит, ни от уровня образования, ни от среды, где находится человек. Здесь я сторонник мистического подхода - мысль это чудо, которое раздают в случайные головы.
Задача эрудиции и кругозора состоит в том, чтобы поймать и оценить эту мысль, понять её, и начать развивать, то есть, додумывать, пока эрудиция способна ее поддерживать. Понятая и воплощенная мысль, это условие развития человечества.
Эрудиция не должна становиться самоцелью.
Эрудиция – это хорошая память и способность разложить все карточки «базы данных» так, чтобы они были доступны. То есть, эрудиция должна превратиться в кругозор
Избыточная эрудиция снижает творческий потенциал, мысль приходящая эрудиту всегда кажется малозначительной, и время тратится на дальнейшее увеличение эрудиции, а не углублённое размышление над мыслью.
Эрудиты не должны быть похожи на шахматистов или полиглотов. Высоколобые гроссмейстеры редко бывают продуктивны в чём -то нешахматном, а полиглоты вообще бесполезные люди. За исключением тех, кто в совершенстве овладел хотя бы одним иностранным языком, а плохое знание сотни языков - просто способ похвалиться. Мне кажется это форма игры или страсти без полезного результата.
130 лет назад, когда телефон вошёл в обиход был серьезный скачок в развитии информации и информационных средств.
Телеграф, мне кажется, имел меньшее значение, разве что для военного дела и транспорта. В общечеловеческом смысле, телефон стал гораздо более важным.
Пиком развития телефонии стало внедрение справочных систем.
В фильме «Кабинетный гарнитур» 1957 года со Спенсером Тресси в главной роли,
идёт речь о девушках, которые принимают по телефону любые вопросы и отвечают на них - полный аналог Интернета.
Коллизия фильма в том, что девушек эрудитов и их справочники, пытаются заменить компьютером того времени - гигантский шипящий и дымящий монстр.
Но интересно именно то, что возможность - получить ответ сразу, если есть вопрос, возникла ещё в телефонное время.
Нынешняя система, при которой интернет даёт ответ на любой вопрос, снижает эрудицию, то есть, информация теряет ценность и не откладывается в памяти.
Не надо напрягаться, ее легко получить в любой момент.
Но для оценки мысли нужна информация не просто в оперативной памяти, а сразу, и она должна свить цепочку связей в объёме эрудиции. Возникшая мысль должна сразу попасть в океан эрудиции. Интернет держит всю информацию, но она в далекой внешней памяти и пока её можно извлечь не быстрее, чем набираешь запрос или проговариваешь его, а это, по сравнению со скоростью мышления, черепашьи действия.
Конечно, прогресс не остановится, возникнут другие варианты появления и анализа идей, сами идеи станут заранее формализованными и основным источником идей станет уже не голова, а сам компьютер.
|