Школьное сочинение написанное с некоторым опозданием
Прочитать "Евгений Онегин" один раз, все равно, что не читать. При втором прочтении, кажется, что форма важнее содержания, начинают запоминаться отдельные строки, а потом и строфы. Не удивительно, что многие артисты знают "Евгения Онегина" наизусть, и не только артисты, я несколько раз читал о таких людях и слышал о них. Выучить такое большое произведение можно, только если наслаждаешься текстом.
Смысл романа ускользает. Конечно - это энциклопедия русской жизни, картины, быта, типажи, жизнь аристократии, показаны так, что ни в каком фильме этого не увидишь. Собственно, происходит одно событие – дуэль, дуэль глупая, беспричинная, даже подлая.
Любовь девушки не имеет отношения к сюжету «Пришла пора, она влюбилась», а Онегин просто подвернулся. Страдания обычные для первой влюбленности, такие страдания, которые приносят больше удовольствия, чем горя.
Пушкину просто не о чем было писать, такой тогда была жизнь и ничего более интересного не происходило. Возможно, Сперанского и декабристов интересовали и более важные вещи, чем одеколон и дуэли, но Пушкин просто жил, влюблялся, писал стихи, и не успел осмыслить этих новых и важных проблем. Он писал о той жизни, которой жил сам, которая была ему понятна и интересна.
Евгений Онегин воплощение человеческой мечты
Жизнь человека всегда проходила в недостатке пищи, в лишениях и страхах. Короткие минуты беспокойного отдыха и снова поиски пищи и тяжкий труд. Мечта об отдыхе, спокойной и свободной жизни без страха, видимо долго оставалась неосуществимой. Из Библии, как наиболее известного источника о жизни в древности, видно, что свободных людей живущих без страха не было. Возможно, в Греции и в Римской империи стало лучше, и появились реально свободные, сытые и не обремененные заботами люди. В рыцарские времена, жизнь даже богатых феодалов, проходила в войнах и в страхе перед предстоящими войнами. Только в эпоху возрождения, появились люди реально свободные, которые наслаждались жизнью, это можно понять из жизнеописаний Леонардо, Микелеанджело и др. Некоторая часть элиты стала жить по потребностям.
Лучшая эпоха для человечества - времена Людовика 15, 16, а в России это время после «Жалованной грамоты дворянству» и времена Александра 1-го, до середины 19 века. Никогда потом, элита уже не жила так шикарно, как в эти 150 лет. Понятны слова Талейрана «Кто не жил в 18 веке, тот не жил вообще»
В это время сложился слой счастливчиков, которые воплотили в своей жизни вековечную мечту - ничего не делать, сколько угодно есть, ничего не бояться и быть абсолютно свободными.
Именно такая фигура Евгений Онегин - вершина человеческой цивилизации.
Нужен был такой "Лишний человек"?
Конечно, нужен, он для своего времени абсолютно органичен. Онегины составляют элиту, а элита это и есть общество. Такая элита и исторически и экономически была необходима.
Кто потреблял огромное количество предметов роскоши, кто потреблял ткани, одежду, кареты, посуду. Для кого строили роскошные дворцы и города. Все это производят экономически необходимые слои народа - рабочие, ремесленники, мастера. Еще более важно, что эти лишние люди «потребляют» произведения искусства. Высокое искусство для них и существует, они его оплачивают, они его и «потребляют».
У них есть время размышлять, и наиболее способные и талантливые, рождают идеи, пишут книги, уходят в науку. Таким образом, они делают осмысленным производство, торговлю, искусство, создают и поддерживают культуру.
Но Онегин не из таких, он просто жил, как и большинство аристократов. Сколько можно жить в «онегинском» режиме? Пушкин показывает, что такая жизнь заканчивается довольно быстро, возникает потребность в какой-то деятельности. Человеческая натура требует деятельности, иначе возникает скука и ощущение бессмысленности жизни. Любая деятельность: государственная, служебная, творческая, требует воли, способностей, таланта, но Онегин полное ничтожество, и все на что он способен – это спровоцировать дуэль. Ему наплевать, что Ленский друг, единственный человек, с которым у Онегина могут быть темы для разговоров. Никого, кроме Ленского, рядом нет и Онегин жертвует дружбой и общением. Он не сомневается в своей победе на дуэли, не испытывает страха, спокойно спит, а потом просто убивает.
Правда или нет, что они - Онегин, герои повести Дуэль, и, наконец, сам Пушкин, не испытывали страха? Это скорее поддержание аристократического имиджа - соблюдение кодекса дендизма - бояться неприлично. Страх, видимо был, а вот преодолеть его и не показать - это достойно.
Потребность выброса адреналина, надо почувствовать "УУх!". После дуэли наверняка есть чувство - я жив, а он убит, я победил!! Значит, Бог меня хранит. Ради того, чтобы пережить это чувство, можно пожертвовать и другом. Граф де Коменж во времена Карла 9 го (П. Мериме), по любому поводу выхватывал шпагу и втыкал ее в любого, кто не так повернулся и не так сказал.
Онегин вышел из состояния перманентного безделия, пожертвовав другом.
В этом неординарность Онегина. Он все-таки попытался искать другие пути в жизни и, видимо, поэтому он передовой человек своего времени.
В основном, этот слой общества состоял из боле скучных и пресных людей, которые проживали в безделии целую жизнь, невозможно было Обломову объяснить, что может быть иная жизнь, только надо ее начать.
Тупые бездельники типа Манилова и Ноздрева, в конечном итоге, с появлением буржуазии, стали тормозом общества и история их смела.
|